После 11 сентября 2001 года правительство Соединённых Штатов Америки создало такую комплексную и секретную систему шпионажа и тайных операций, что «в реальности никто не знает, работает ли она». Это заключение делает опубликованный в понедельник в «Вашингтон Пост» развёрнутый репортаж-расследование журналистки, лауреата Пулитцеровской премии Даны Приест, сделанный в сотрудничестве с Вильямом Аркином.
Репортаж представляет разведывательную систему США как хаос, в котором много информации остаётся даже не прочитанной. Система так огромна, что «никто не знает, сколько на неё тратится, сколько людей работает, сколько программ существует внутри неё или сколько агентств занимаются одними и теми же задачами», — поясняет расследование. «Через девять лет затрат и беспрецедентного роста, результат таков, что система, созданная для того, что бы управлять защитой Соединённых Штатов, так велика, что невозможно определить её эффективность».
Среди опубликованных «Вашингтон Пост» данных, такие: в настоящий момент безопасностью занимаются 1271 правительственное агентство и 1931 частная компания «работает в программах, связанных с антитеррористической деятельностью, национальной безопасностью и разведкой в 10000 мест в США». 854 000 человек имеют специальный доступ к секретным материалам. В Вашингтоне и его окрестностях с сентября 2001 года построено 33 здания для проведение работ максимальной секретности.
Согласно опубликованному, множество агентств выполняют одну и ту же работу, например, 51 федеральная и военная организации работают в 15 городах США над раскрытием и отслеживанием денежных переводов в финансовых сетях террористов.
Аналитики, которые расшифровывают и переводят документы и переговоры, полученные от шпионов внутри и за пределами страны, публикуют по 50 000 разведывательных отчётов ежегодно. Это количество так велико, что многие из них никто не читает.
Сам шеф Пентагона Роберт Гейтс сказал в интервью газете, что с 2001 года произошёл такой рост разведывательных структур, что никто, ни Директор Национальной Разведывательной службы, ни директор ЦРУ, ни Секретарь Обороны не могут его охватить. В статье говорится, что Департамент Обороны, которому принадлежат более двух третьих программ шпионажа, только горстка высших чинов, известных как «суперпользователи», могут быть знакомы со всей деятельностью Департамента. Но, как отметили в интервью два «суперпользователя», просто нет формы, в которой они могли бы управляться с таким количеством операций, столь важных для страны.
После 11 сентября Конгресс США выделил 40 миллиардов долларов дополнительно на защиту национальной безопасности страны, которые добавлены к бюджетным 36,5 миллиарда в 2002 году и 44 миллиардами бюджета 2003 года. И это, как сказано в газете, было только начало, потому, что эта быстрая денежная инъекция увеличила число военных и разведывательных агентств. В конце 2001 года было создано 24 организации, в 2002 году – ещё 37, в 2003 – 36, ещё 26 в 2004, в 2005 – 31, в 2006 – 32 и по двадцать новых агентств в каждом году – 2007, 2008 и 2009.
Для секретных операций строятся не только здания, развивается целая индустрия для создания систем оповещения, систем защищённых переговоров, помещённых в металлический корпус для защиты от электронного шпионажа.
В ответ на публикацию, директор Национального бюро расследований Дэвид Гомперт сказал, что статья не отражает того, как обстоят дела в разведке, что все эти люди и агентства улучшили работу разведки, предотвратили атаки и добиваются успехов в своём труде каждый день. Что проведённые с 2001 года реформы «улучшили качество, количество, регулярность и скорость нашей поддержки политиков, солдат и защитников национальной территории», и что усилия по реформированию системы будут предприниматься и далее.
Гомперт, чей офис был создан в 2004 году для приведения в единообразие работы шпионских служб, объяснил, что существует определённый уровень дупликации работ между различными агентствами с целью усиления анализа разведывательных задач. «Впереди у нас трудные и комплексные задачи. Мы будем продолжать нашу работу, ища новые формы улучшения и адаптации к действительности», — подтвердил он, уверив, что разведовательное сообщество работает рука об руку с Конгрессом США.