«Последний боевой рубеж» между Индией и Пакистаном пролегает в высокогорной долине Гималайских гор, в Кашмире, разделённом на пакистанскую и индийскую части.
Предметом спора здесь является не земля, а вода, стекающая с горных ледников и используемая для орошения крестьянских полей в сельскохозяйственном сердце Пакистана.
Индия собирается в течение ближайших лет построить здесь плотину гидроэлектростанции. Быстрорастущая экономика страны крайне нуждается в электроэнергии. Это проект вызвал в Пакистане страх, что Индия, расположенная выше по реке, будет манипулировать потоком столь важной для сельского хозяйства воды. В свою очередь, аграрная отрасль является основой экономики Пакистана – даёт 25% дохода и занятость 50% населения. В мае Пакистан уже обращался в международный арбитражный суд с требованием остановить этот проект.
Вода, как жизненно важный природный ресурс, является причиной споров во многих частях света: африканские страны спорят за воды Нила, Израиль спорит с Иорданом за воды реки Иордан, в самих Гималаях построенные Китаем дамбы задевают интересы Индии, своего конкурента в регионе и даже в глобальных масштабах. Но «водный конфликт» между Индией и Пакистаном накладывается на другие и углубляет и без того острые противоречия двух государств, имеющих доступ к атому и переживших между собой три войны. Вода для обеих быстрорастущих наций является вопросом жизни и смерти: для Пакистана – в буквальном смысле, для выращивания сельскохозяйственных культур в долине Пенджаб, а для Индии, где 40% населения испытывают нехватку электроэнергии – в смысле выживаемости экономики.
Между странами действует соглашение о делении вод Инда, которое было довольно болезненно достигнуто в 1960 году, отдававшее Пакистану 80% водной системы реки. Оно работало и не вызывало протестов в Пакистане, покуда Индия не начала строить плотины гидроэлектростанций. Сейчас же Пакистан опасается, что вторая сторона начнёт нарушать условия договора. Эти страхи особенно подогреваются националистическими силами страны.