«Румынские цыгане, билет «туда и обратно»», в статье под таким заголовком испанская газета «ABC» рассказывает о ситуации с депортацией цыган из Франции, столь взволновавшей Европу.
Франция, первая начавшая непопулярные среди руководства Евросоюза и правозащитников, решительные действия, предупреждает Европу о появлении «туризма нищеты», начавшегося бегством восточных цыган от бедности, сегрегации и ксенофобии в собственной стране за границу, куда они несут нищету, преступность, беззаконие.
Фотограф Брюно Анселем проделал пять раз путь из Румынии в Лион вместе с цыганами. Вот его слова: «Я никогда не представлял, что ситуация с цыганами в Румынии так тяжела. В районе Бихор (северо-запад) цыгане стали жертвами дискриминации, их выгнали из села. При коммунистическом режиме Чаушеску они были обязаны работать на коллективных хозяйствах. С того времени, их ситуация ухудшилась: у них нет работы и они борются за кусок хлеба каждый день. Эмиграция – вопрос их выживаемости».
После вступления Румынии в 2007 году в Евросоюз многие румыны и цыгане из Восточной Европы решили эмигрировать. Они ехали семьями и группами, караванами, для того, что бы обосноваться в наиболее культурно-близких странах. Никто не объяснил им, что по европейской директиве 2004 года, десять стран Европы: Бельгия, Германия, Ирландия, Франция, Италия, Люксембург, Голландия, Австрия, а так же Великобритания и Мальта – ограничили свободу проживания на своей территории граждан других государств, урезав право резиденции до трёх месяцев, если румыны или болгары (независимо от того, цыгане они или нет) не имеют контракта на работу или подтверждённых средств существования.
Убегая от нищеты и ксенофобии на своей родине, они принесли беззаконие в Италию и Францию, где обосновались на общественных и частных землях и где назревающие проблемы достигли своего апогея.
В случае с Францией, когда цыганские семьи разбивали лагеря на частных землях, владельцы требовали их изгнания. Когда же останавливались на общественных, городские управы пытались их игнорировать. Ровно до тех пор, пока проблемы гигиены, сосуществования и попрошайничества не превращались в источник ежедневных конфликтов с жителями. Тогда цыганские семьи кочевали к другому городку, и обосновывались там, предпочитая окресности Парижа и других больших городов – где их меньше видно за большими проблемами большого города. Бедные, без средств к существованию, обосновывающиеся поблизости от мусорок и других нездоровых мест, они не имели другого источника дохода, кроме как попрошайничать всей семьёй – отец, мать, дети бродили по улицам, или сидели у метро и магазинов.
От нищенствования на улицах до преступности – один шаг. За последние полтора года преступность среди цыган в предместьях Парижа выросла на 259%, в то время как преступность в целом – на 11,9%. Среди 92000 подозреваемых в преступлениях, задержанных в парижском регионе, 3 300 человек были цыганами.
Столкнувшись с реалиями, привнесёнными в страну стихией «туризма нищеты», правительство страны приняло решение о депортации в страну происхождения всех румын, нелегально находящихся на территории Франции, заплатив им по 300 евро и посадив в самолёты. Рассматриваемое французским, как гуманное, решение о выдаче денег оказалось порочным. Семья с несколькими детьми, получившая довольно скромную по европейским меркам сумму, сможет прожить на неё несколько безбедных недель в родной стране, не пытаясь решить проблемы, или то, что мы считаем проблемами… А потом…- потом никто не запретил им вернуться во Францию, или любую другую страну Европейского союза.
«Заклеймённая» сравнением с нацистами, Франция напомнила объединённой Европе о том, что за последние годы истратила 17,5 миллионов евро, пытаясь решить проблему нищеты и ксенофобии, которые испытывают цыгане. В том числе, деньги получали и Румыния с Болгарией, но проблема там, где берёт начало дорога «туризма нищеты», так и не была решена.