Трое из десяти жителей швейцарского кантона Базель не имеют право голосовать, так как не являются гражданами Швейцарии. Член Народной Партии страны Беат Янс говорит об этой ситуации: «Мы придём к тому дню, когда большинство обитателей Базеля будут иностранцы и, таким образом, не будет достаточного количества людей для голосования, наступит конец демократии». Современное состояние кантона Янс оценивает как «демократию на 66%».
Сегодня, в воскресенье, эта ситуация может измениться, если базельцы одобрят инициативу «народников», разрешающую иностранцам участвовать в голосованиях на уровне кантона и городов.
Это право чрезвычайно важно для Швейцарии, где люди голосуют больше, чем где-либо в мире. Благодаря системе прямой демократии, которую имеют швейцарцы, граждане имеют возможность не только решать вопросы на национальном уровне, здесь голосованием решаются вопросы повседневной жизни города или района: строить ли новый парк, сколько антенн установить в городе, или сколько места отвести под платные парковочные места. Таким образом, исключение иностранцев из таких решений, создаёт «параллельный мир», который абсолютно не помогает в их интеграции в местное сообщество.
Традиционно, как при решении любого вопроса относительно иммигрантов, разгорелась жёсткая борьба. Местный лидер партии SVP Себастиан Фрехнер заявил: «С этой инициативой мы даём право голоса лицам, для которых нет ничего важного, которые не интегрировались в наше общество, которые не знают, как функционирует политический процесс, и даже не говорят на нашем языке. Мы не хотим, что бы эти люди решали». Молодой консерватор без утайки сказал, что проблема Базеля не в том, что иностранцев много, а в том, что «это неправильный тип иностранцев». Фрехнер говорит об иммигрантах из Турции и с Балкан, хотя и отмечает, что его беспокоит не страна происхождения, а социальный класс, к которому они принадлежат.
Самое интересное в стычке то, что в этом пограничном районе образовательный уровень иностранцев превосходит уровень швейцарцев. Как иронизирует один из лидеров кампании за разрешение иностранцам участвовать в голосовании, адвокат Даниель Ордас: «Что происходит в действительности, это то, что [SVP] боится, что дети тех, кто убирается в их домах, будут начальниками у их детей». Не секрет, что участь первого поколения эмигрантов, особенно из вновь присоединившихся к ЕС стран, – работа в обслуживании, из-за слабого знания языка, несоответствия дипломов, возраста и отсутствия рекомендаций, а сейчас и из-за безработицы, вызванной кризисом.
В Базеле ситуация даже более спорна. Основной частью иностранцев являются немцы, так как этот северный кантон Швейцарии граничит с Германией. Большинство из них – высококвалифицированные профессионалы, работающие в фармацевтической индустрии и банковском секторе. То же самое можно сказать и о множестве проживающих здесь иностранцев из Франции, Италии, Великобритании и Соединённых Штатов.
Как говорит Янс, это справедливо и для эмигрантов из Турции и Балканских стран, эти иммигранты с прекрасными резюме не интегрируются в общество. У них свой собственный мир, они не говорят на немецком -государственном языке, на котором говорит большинство населения Базеля, потому, что могут жить и со своим английским, они ходят в ирландские пабы и не смешиваются с местным населением. Конечно, интеграция в швейцарское общество – не простое дело. Швейцарцы довольно закрыты и у иностранцев не много шансов, что эта инициатива получит одобрение большинства граждан кантона.