В Мекке введён в эксплуатацию поезд, построенный Китаем. Проект был завершён в рекордные сроки, чтобы «впечатлить» Эр Рияд и миллионы паломников со всего мусульманского мира. Однако как это часто бывает, грандиозный фасад имеет не менее впечатляющую изнанку.
Во-первых, подтвердилось, что монорельс, построенный «China Railway Construction Corporation» оставил 600 миллионов долларов долгов, которые немедленно после обнародования этой информации были закрыты китайским правительством. А сейчас английский еженедельник «The Economist» обнародовал известие о том, что китайские власти обратили в ислам сотни своих рабочих, чтобы те имели возможность работать в Мекке.
Проект, досрочно представленный публике в связи с проходящим хаджем правоверных мусульман, состоит из железнодорожной линии, связывающей Мекку с Миной и горой Арафат. Полностью дорога заработает к лету 2011 года и тогда сможет заменить 70 000 автобусов, которые вводят в состояние коллапса дорожное движение на этой небольшой саудовской территории. Кроме того, линия поможет избежать давки паломников, в результате которых гибнет много стремящихся в Мекку верующих.
Когда полтора года назад, король Абдалла подписал с китайским президентом контракт на строительство, проблемы не принимались в расчёт. Самой простой задачей для Пекина, согласно написанному в «The Economist», стало то, зона работ находится в святом для мусульман месте, куда войти могут только верующие мусульмане – из-за чего многим странам было отказано в рассмотрении заявок на проектирование и строительство дороги.
Китайское правительство не захотело набирать рабочих среди мусульманского уйгурского населения Китая и решило выполнить все необходимые процедуры для обращения в ислам сотен рабочих своего главного железнодорожного предприятия.
Сложности с проектом, реализованным в течение 16 месяцев, открыли несгибаемую политическую волю китайского правительства, пожелавшего любой ценой остаться хорошим партнёром для саудовского правительства. Как пишет другая английская газете «Economic Observer», компания CRC сказала своим инженерам, что этот проект «больше политический приказ, нежели коммерческий объект».
Интересы Китая в арабском мире с каждым разом всё более очевидны. Более половины нефти Саудовской Аравии направляются в Азию (для сравнения — только 14 процентов продаются в США). В противовес этому Китай каждый раз находит всё больше возможностей для инвестиций в мусульманском мире, особенно привлекательном для Пекина, поскольку здесь коммерческие отношения не омрачаются окриками по поводу соблюдения прав человека.