Будущее сельского хозяйства Китая под вопросом

Наблюдатель от Организации Объединённых Наций в Китае предупреждает о том, что сокращение пахотных земель отражается на количестве производимой в стране сельскохозяйственной продукции, что, в свою очередь, повышает стоимость пищи и ставит под вопрос возможность Китая в будущем прокормить своё, пятое по численности в мире население. Пригодные к возделыванию земли подвергаются деградации – смываются и разносятся ветром, застраиваются городами, добавим к этому сверхиспользование ископаемого топлива и удобрений, таковы причины испытываемого китайским рынком повышения цен на растительные и мясные продукты.

Помня голод, убивший десятки миллионов китайцев в начале 60-х годов прошлого века, правительство страны долгое время было уверено, что крупнейшая нация всегда будет иметь пищу, однако столь долговременная самоуверенность была подвергнута анализу специальным докладчиком ООН по вопросу права на пищу — Оливером Де Шуттером.

«Сокращение пахотных земель и массивная деградация почв угрожают способности страны управлять существующим уровнем сельскохозяйственного производства, в то время как расширение разрыва между деревней и городом [аграрным и урбанистическим] – это серьёзный вызов праву на пищу для китайского народа», — сказал Де Шуттер по окончании своего визита в Китай. В то время как в среднем по Китаю наблюдается рост показателей благополучия, в том числе и в питании, бедные семьи в сельских районах на западе страны всё так же довольствуются двумя приёмами пищи в день, среди городских жителей богатых приморских районов на востоке всё выше становится уровень заболеваемости «болезнями богатых» — ожирением и диабетом.

Главное, что снижает качество почв в стране, на его взгляд, это чрезмерное использование удобрений, загрязнение окружающей среды и суховеи.  37% земель страны  деградировали. С 1997 года 8,2 миллионов гектаров пашни были потеряны — застроены городами и промышленными объектами, смыты или унесены иным образом  в результате природных катастроф и широкой программы уничтожения лесов.

Дальнейшее давление на ситуацию окажет изменение традиционного питания в сторону большего потребления мяса, что потребует больше территорий для выращивания кормов для животных. Сочетание всех этих факторов приведёт к инфляции продовольственных цен. В прошлом году рис вырос в цене на 13%, мука на 9%, куриное мясо на 17%, свинина на 13%, а яйца на 30%.

«Это не случайность и не единичный случай. Причины этого — структурные. Настоящее повышение цен на продукты в стране – предвестник того, что может произойти дальше».

Ожидаемые экспертами к 2030 году из-за климатических изменений на Земле непостоянство урожаев и сокращение продуктивности сельского хозяйства на 5-10% будут чрезвычайно болезненными для Китая. Страна должна начать отвыкать от интенсивного, сверх меры использующего невосполнимые энергетические ресурсы земледелия и  вводить более приемлемые аграрные технологии, включая органическое производство, используя свои сильные стороны: большой стратегический резерв аграрных угодий и большое число сельского  населения.

Подверглись критике докладчика ООН и огромные масштабы предприятий, производящих сельхозпродукцию. «Малые фермы более эффективны в использовании природных ресурсов», сказал он и тут же добавил, что задача усложняется большим оттоком сельских жителей на заработки в города.

В своём докладе к правительству Китая и ООН Де Шуттер не обошёл и вопрос тибетцев и монголов, перемещённых с плодородных земель, богатых обилием трав – корма для животных. Он указал китайским властям также на то, что потребители имеют право жаловаться, когда их право на пищу ущемлено. Конкретно, речь шла о Чжао Лянхае, бывшем работнике в области контроля за качеством продуктов, который в прошлом месяце был посажен в тюрьму за организацию кампании, требующей выплаты компенсаций семьям, пострадавшим от употребления загрязнённого молока – тогда шесть детей, как минимум, погибло и 300 000 заболели. «Вы не можете защитить право человека на пищу без права на свободу выражения мнений и объединение в организации», — обратился докладчик к правительству Китая.