В субботу правительство США объявило о начале эвакуации персонала своего посольства из охваченного военным противостоянием Тайланда. Ранее было объявлено об организации добровольного отъезда граждан, не занимающих важные посты в диппредставительствах. Дипломатический штат США в стране насчитывает 700 человек, спикером Госдепа было заявлено так же, что для эвакуации не будет применяться военная авиация.
Обе стороны противостояния: и «красные рубашки», и премьер-министр Тайланда заявили, что не намерены отступать, и будут биться до последнего. В ходе пятинедельного противостояния парализован центр Бангкока. Число жертв стычек последних дней увеличилось: с четверга по субботу убито — 22 человека, ранены — 170. Столкновения угрожают выйти за пределы столицы страны. В этих условиях мир устремил глаза на единственного человека, который мог бы помочь решению конфликта и который хранит глубокое молчание – на 82-летного короля Тайланда.
Король, хотя и не обладает политической властью, имеет огромное моральное влияние на страну благодаря своей общественной деятельности и политической проницательности. Обе стороны лояльны к королю и монархии. Для правительства он – «духовный отец», правящая элита страны выросла с монархией в сердце, включая бюрократию, военные и оборонные интересы. «Красные рубашки» так же заявляют об уважении к королю, но хотят изменить систему, ту самую систему, которая существует в Тайланде благодаря монархии.
Крис Бейкер, специалист по истории Тайланда из Великобритании, говорит о том, что монархия в Тайланде перестала играть роль центральной консолидирующей разные слои общества силы. Разделение общества стало слишком глубоко и социальное недовольство слишком горячо. Многие аналитики говорят о том, что конфликт, разгоревшийся между пробудившимися крестьянскими массами и иерархической элитой страны будет только обостряться в то время, как король находится в стороне от политического раскола общества. Он, с воспалением лёгких с сентября находится в больнице. Крон-принц – наследник престола, не имеет той популярности, что его отец.
В самом Тайланде дискуссии и вообще обсуждения будущности монархии запрещены под страхом 15-летнего наказания за «поношения, оскорбления или угрозы королю, королеве наследнику или регенту». Эти санкции широко применялись на практике в отношении писателей, академиков, политических активистов, местных и зарубежных журналистов.
В своей речи месяц назад в университете Джона Хопкинса в Вашингтоне (на значительном расстоянии от собственной страны), министр иностранных дел Тайланда сказал, что он думает, что пришло время поговорить об институте монархии в Тайланде и о его модернизации в соответствии с современными условиями. Он указал на британскую и нидерландскую модели, которые формально очень сходны с тайской, а на деле — оказывают гораздо меньшее влияние на политическую жизнь общества.