12 января 2010 года произошло землетрясение на Гаити. Прошёл год, самая бедная страна мира стала самой нищей.
38 секунд землетрясения и потеря 70% валового национального продукта. За это время обычно меняется цвет на светофоре. На Гаити за это время были разрушены 40% домов, здание парламента, президентский дворец, семь министерств, большинство школ, больницы, кафедральный собор, тюрьма и штаб-квартира представительства ООН.
По приблизительным оценкам, погибло от 250 000 до 300 000 человек, но эта цифра никогда не станет точной, потому что к ней надо добавить умерших в течение первых десяти дней и тех, кто так и не был извлечён из-под развалин. Более миллиона людей продолжают жить на улицах.
Согласно официальным данным, в первые дни после землетрясения более полутора миллионов ночевали, прикрывшись куском пластика в десятках нищенских лагерей, разбитых по всему городу. Сейчас, по оценкам ООН, эта цифра – миллион. В лагерях есть вода для гигиенических целей (питьевую воду надо покупать) и свет, протянутый от уличных фонарей. Цель правительства — обеспечить минимальные условия проживания, но не комфорт. Лагеря всё же должны остаться временным пристанищем. На сегодняшний момент 130 000 человек живут во временных домах, в течение этого года ожидается сдача 100 000 домов, которые смогут вместить 600 000 человек.
3 700 человек погибли на острове из-за начавшейся в октябре вспышки тяжёлой формы холеры, более 200 000 переболели. Темпы развития эпидемии – 40 смертей ежедневно. Сейчас неправительственные благотворительные и медицинские организации говорят о том, что болезнь удалось взять под контроль.
Во вспышке заболевания виновными признали «голубые каски» — силы безопасности ООН, из Непала. Международный контингент был введён на остров с миротворческой миссией ещё в 2004 году, после свержения Жана Бартрана Аристида, ставшего символом всего плохого, что существует на Гаити. Но после вспышки холеры, агрессии со стороны местных жителей подверглись сами миротворцы. Агрессивно настроенная толпа не только линчевала жрецов вуду, якобы наславших болезнь, но и атаковала «оккупантов», как вдруг стали называть силы ООН. Вспомнили даже то, как 100 солдат «голубых касок» из Шри Ланки были выдворены с острова в 2007 году, по обвинению в том, что покупали за доллар девочек для изменения пола.
Но вспышки насилия направлены не только на «внешние силы». В стране вообще правят вооружённые банды, пользуясь отсутствием власти, бесконтрольностью и безнаказанностью. Неправительственная организация Международная Амнистия говорит о том, что с наступлением ночи вооружённые мужчины мародёрствуют и насилуют женщин в беднейших временных лагерях, в самых тёмных зонах. Большинство из жертв не жалуется или боится жаловаться, говоря, что полицейские просят денег за то, чтобы принять жалобу. Дошло до того, что благотворители стали снабжать фонариками женщин и устанавливать мощные фонари в таких лагерях.
Прошёл год после землетрясения, в стране работают 10 000 неправительственных организаций, что вызывает, в свою очередь, закономерные вопросы о роли этих организаций. Сторонники продолжения их деятельности говорят, что другого способа работать в условиях неэффективности и коррупции в гаитянском правительстве, просто нет. Неправительственная организация «Transparency International» поставила страну на 178 место (со 146-го в прошлом) по индексу восприятия коррупции.
Противники огромного роста неправительственной помощи говорят об «инфантилизации» страны и создании параллельной власти, более мощной, чем правительство; «неправительственные организации провоцируют ситуацию, при которой Гаити никогда не начнёт развиваться сама и продолжит зависеть от других». Специальный представитель Организации Американских Государств в этой стране — Рикардо Сейтенфус, сказал, что серьёзные и профессиональные организации международной помощи наиболее заинтересованы в том, чтобы отделиться от множества мелких организаций, часто связанных с многочисленными религиозными ассоциациями США.