Премьер-министр России Владимир Путин раскритиковал политику Евросоюза во время двусторонней встречи на высшем уровне.
Энергетическая политика, ориентированная на сокращение зависимости ЕС от импорта, особенно – от российского, снова стала поводом напряжения между Брюсселем и Москвой. Это произошло как раз в момент роста цен на углеводороды в связи с нестабильной ситуацией в таких нефтедобывающих районах, как Ближний Восток и Северная Африка.
Во время своей встречи с президентом Европейской Комиссии Хосе Мануэлем Дурао Барросо, российский премьер-министр сказал, что ценовой скачок на сырую нефть угрожает экономике во всём мире и отверг идею того, что Россия заинтересована в чрезмерном росте цен.
В скачке цен на нефть, наблюдаемом в последние дни, «нет ничего хорошего», сказал Владимир Путин. Он уверил, что ситуацию с ценами и риском для Европы лишиться необходимых объёмов могло бы улучшить введение в строй газопроводов «Южный Поток» и «Северный Поток». Российский премьер жёстко раскритиковал европейскую энергетическую политику, а конкретно – последние принятые правовые рамки, так называемый «третий энергетический пакет» 2009 года, и предупредил, что «полное и механическое» выполнение этой директивы спровоцирует рост цен на европейском рынке.
Указанный документ, его ещё называют «оговорка против Газпрома», подкрепляет разделение вотчин деятельности по производству, транспортировке и продаже и включает определённую защиту от того, что бы транспортные сети попали в руки иностранных компаний. «Газпром» при этом рассматривается как российский энергетический монополист.
Владимир Путин сказал, что «третий энергетический пакет» противоречит достигнутому между ЕС и Россией соглашению и причиняет ущерб российским предприятиям, работающим на европейском рынке, так как поощряет конфискацию собственности.
Барросо, со своей стороны, выступил в защиту европейской политики и уверил, что она не является дискриминационной, поскольку просто «требует от иностранных компаний, не только российских, руководствоваться теми же нормами, что существуют в Евросоюзе для его собственных компаний». Он добавил: «Мы думаем, что «третий пакет» совместим с правилами Всемирной Торговой Организации и с двусторонними соглашениями с Россией».
Глава исполнительной власти ЕС сказал также, что, принимая во внимание глубокие расхождения между сторонами в этом вопросе и озабоченность российской стороны, будут проведены новые встречи на техническом уровне для того, чтобы прояснить все применяемые меры.
Прошедшая встреча – первая встреча столь высокого уровня между исполнительной властью ЕС и России за всё время. На ней были подняты вопросы вступления России в ВТО и выдвинуто предложение об обновлении базового договора, регулирующего двусторонние отношения. До настоящего момента стороны руководствуются соглашением о кооперации 1997 года, которое касается четырёх сфер сотрудничества: экономики; свобод, безопасности и правосудия; внешней безопасности и научных исследований и образования.
Барросо сказал, что ЕС поддерживает принятие России во Всемирную Торговую Организацию и подтвердил, что переговоры по этому вопросу могут начаться «скоро». Путин со своей стороны отметил, что иметь Россию среди членов этой организации будет выгодно и самим европейцам.
Хотя вопросы прав человека не входили в расписание встречи, Брюссель воспользовался ею для того, что бы подчеркнуть необходимость для России уважать правовое государство и фундаментальные свободы граждан. «Речь идёт о разделяемой нами договорённости, и мы ожидаем её уважения со стороны России», — сказал Барросо, добавив, что это относится и к возможной отмене визового режима между двумя блоками и отметив, что ЕС расположен продолжить переговоры по этому вопросу.
Российский премьер назвал визовый режим реальной помехой для инвестиций и торговых отношений.
На встрече, прошедшей в пятницу, присутствовали 13 министров российского правительства и 23 из 27 европейских комиссаров, а также шеф европейского дипломатического ведомства Кэтрин Аштон.