События последних лет показали, что нерушимость границ стран Европы более не является обязательной. С начала 21 века на территории Европы ужесточились территориальные споры: Сербия, Россия, Молдавия, Грузия оказались под угрозой потери части своих территорий. Результат попыток раздела был разным. Так, России удалось сохранить собственное единство, Приднестровье в Молдавии и Абхазия с Южной Осетией в Грузии де-факто стали независимыми республиками, а Сербия даже юридически потеряла право на Черногорию и Косовский регион.
К сожалению, Украина также столкнулась с желанием отдельных регионов расширить собственный суверенитет. Значительная часть населения Автономной Республики Крым и большинство жителей Севастополя поддерживают идею переход под юрисдикцию Российской Федерации. Кроме того, о желании широкой автономии заявляют крымские татары и жители Закарпатья. Почему же именно сейчас особенно остро возник этот вопрос, перестав быть личным делом государств и превратившись в серьёзную проблему всех европейских стран? Усиление движения регионов к независимости началось после краха Ялтинской системы мироустройства. Как же та система охраняла границы европейских стран и почему сейчас она разрушена?
На Ялтинской конференции Европа и весь остальной мир был разделён между СССР, США и их союзниками. Главным достижением конференции был компромисс между тогда ещё союзниками, а в скором времени непримиримыми соперниками по поводу сфер влияния в Европе. После конференции границы европейских стран навсегда должны были остаться незыблемы и охраняться сверхдержавами.
Спустя 63 года после конференции 17 февраля 2008 года вся Ялтинская система коллективной безопасности окончательно рухнула. Последним гвоздём в крышку гроба того мироустройства стало провозглашение независимости Косово. Но было бы ошибочно полагать, что вся система, прошедшая через испытание холодной войны, рухнула от одного политического решения маленького государства. Крах Ялтинской системы носил последовательный и необратимый характер.
Процесс начался ещё в 1990 году с падения Берлинской стены. Тогда Восточная Германия, находившаяся в сфере интересов Советского Союза, была присоединена к Западной Германии. Это был удар по авторитету Союза среди правительств социалистических стран и отчётливым сигналом к тому, что СССР не пойдёт больше на повторение Будапешта или Праги. Тогда рухнул державшийся на советских штыках и являющийся составной частью Ялтинской системы социалистический блок.
Ещё через год мир стал однополярен – Советский Союз перестал существовать как единое целое. На мировой арене осталась лишь одна сверхдержава – США, т.к. Россия не могла больше соревноваться со Штатами ни в военной, ни тем более в экономической мощи. В Ялтинской системе существовала биполярность, т.е. наличие противостоящих центров было тем фактором, который не позволял одной из сверхдержав активно навязывать свои интересы малым странам, т.к. каждое их действие находило достойное противодействие и общий баланс сил кардинально не менялся.
Исчезновение единственного реального конкурента позволило США пойти на ликвидацию последнего принципа Ялтинской конференции – нерушимости границ в Европе. На Балканах войска НАТО совершили акт агрессии против Югославии, геополитического оплота России в Центральной Европе. Всё, что смогла сделать Россия – это использовать своё право вето в Совете Безопасности ООН на резолюцию «о введении войск в Югославию для пресечения актов геноцида албанского народа». Отсутствие согласия ООН на проведение операции не помешало войскам НАТО подвергнуть бомбардировкам города Югославии и ввести туда сухопутные войска. Эта операция продемонстрировала не только гегемонию США, но и слабость ООН как организации, призванной предотвращать конфликты мирными способами. Общую концепцию ООН выработали также в Ялте, так что игнорирование ООН во время войны в Югославии была прямым ударом по Ялтинскому мироустройству.
Сам по себе распад Югославии не может считаться нарушением принципов нерушимости границ в Европе по той же причине, по какой не может таковым считаться распад СССР – одно государство относительно добровольно распалось на несколько более мелких.
Апогеем беспомощности ООН и мировой правовой системы можно считать объявление независимости Косово. Парламент Косово объявил о своей независимости в одностороннем порядке, не были соблюдены юридические процедуры и проведены переговоры, как это было сделано при признании независимости Черногории. Само Косово держится с помощью американского военного контингента, т.к. никаких экономических средств существования у нового государства нет. Косово не было принято в ООН, так что его нельзя считать отдельным государством с юридической точки зрения. Фактически получается, что войска Альянса оккупировали часть суверенного государства несмотря на активное, но бесполезное противодействие со стороны России, Китая и некоторых других стран. Со времени окончания Второй Мировой войны в Европе не происходило территориальных изменений, которые бы привели к аннексии территории независимого государства. Этому Европа была обязана членам Большой Тройки, решившим в Ливадийском дворце судьбу всего мира. Косовский прецедент окончательно уничтожил Ялтинскую систему мироустройства, показав, что обладая военно-политической силой и не имея геополитических конкурентов, можно пренебречь международными договорённостями и мнением большинства членов ООН.
Сейчас наследием Ялты остаётся только ООН, но она представляет собой совсем не то формирование, которое должно было образоваться после падения Третьего Рейха. Изначально предполагалось создать ООН как надгосударственную структуру, указы и резолюции которой должны были быть обязательными для исполнения всеми её членами, но в реальности с помощью права вето 5 государств-победителей во II мировой войне решали свои собственные интересы. Именно из-за права вето ООН не могла и не сможет принять ни одного судьбоносного для мира решения и не способна остановить войну, в которой будет участвовать хотя бы один «привилегированный» член, так как неизменно будет сталкиваться с противоречиями США и России (СССР), США и Китая. К тому же 2-я и 3-я мировые экономики (Япония и Германия) имеют в ООН не большее влияние, чем скажем Нигерия или Лаос, что помогает США политическими рычагами сдерживать темпы их развития, устраняя этим конкурентов, способных в будущем бросить им вызов.
Сейчас, чтобы сохранить единственное оставшееся достижение той конференции необходимо серьёзно реструктуризировать её детище на принципах равенства, хотя бы по примеру Евросоюза. Создание многополярного мира должно стать главным на будущих переговорах по созданию новой мировой системы и вопрос, кто будет играть первые роли в «новой Ялте» — Россия, Китай, Евросоюз, Индия, США или исламский мир – по-прежнему остаётся открытым. Очевидно одно – гегемония одной мировой империи представляет собой наибольшую угрозу всему миру, так как имперские амбиции никогда не берут в расчёт интересы малых, но от этого не менее равных народов. А в условиях обостряющейся мировой войны за ресурсы сверхдержава пойдёт на всё для удержания своих позиций, и ни одна страна мира, включая нынешних союзников, не может быть уверена, что её правительство завтра не будет внесено в список террористических режимов, и в страну не будут введены войска для «прекращения геноцида» или «поддержания либеральных ценностей», ведь теперь целостность границ никто и ничто, кроме грубой силы, не гарантирует.