Агентство по ядерной безопасности Японии подтвердило, что топливные стержни реакторов 1 и 3 АЭС «Фукушима-1» частично расплавились, об этом сообщило новостное агентство «Жиичи».
Это первое официальное подтверждение того, что произошло в результате разрушений на этих двух реакторах. Ранее, сразу после трагедии, взрывов водорода и обнаружения среди загрязнения изотопов цезия, были заявления о том, что топливным стержням могли быть нанесены повреждения.
В понедельник американский радиоуправляемый робот уже зарегистрировал высокие уровни радиоактивности на этих двух реакторах. Его целью было определить, могут ли продолжить свои работы на этих сооружениях люди. Оба реактора нуждаются в поливе водой для контроля температуры, но после взрыва водорода, произошедшего в прошлом месяце, сюда закрыт вход операторам.
Агентство сообщило также об обнаружении технеция-99 на втором реакторе, изотопа, который может попасть в окружающую среду только при плавлении радиоактивного топлива, из которого состоят стержни реакторов. Это также наводит на мысли о расплавлении топлива во втором реакторе, хотя размер этих разрушений пока не ясен. Всего второй реактор располагает 615-ю стержнями.
Измерения уровней загрязнения воды, отработанной для охлаждения второго реактора и собранной в резервуаре, показали повышенный уровень йода (4100 беккерелей) и цезия (160 000 беккерелей).
Представитель Токийской электроэнергетической компании, ответственный за работы на станции, сказал, что чрезвычайно высокое количество цезия говорит, главным образом, о разрушениях кожуха, окружающего рабочую зону реактора.
Что касается йода, агентство не думает, что его наличие является следствием плавления радиоактивного топлива, поскольку его полупериод распада достаточно короток, как было уже сказано сразу после катастрофы.
Между тем шеф кабинета министров Юкио Эдано сказал, что для того, чтобы не произошло полное спекание сердцевины реакторов, следует продолжать работы по их охлаждению.
«По сравнению с более ранней ситуацией, я могу сказать о стабилизации или, по меньшей мере, что мы продолжаем охлаждение до определённой точки. Если мы сможем продолжить охлаждение, это (полное испарение радиоактивного топлива) станет невозможным», — процитировало слова Эдано новостное агентство «Киодо».