Многие страны рассматривают атомную энергию как возможность удовлетворить свои растущие потребности в электроэнергии без производства парниковых газов. Как один из крупнейших экспортёров урана Австралия настроена увеличивать капитализацию этой отрасли, несмотря на происходящее в настоящее время на атомных реакторах в японской Фукушиме.
Вместе с Казахстаном и Канадой, Австралия является одним из самых важных мировых поставщиков ядерного топлива для электрогенераторов атомных станций. Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), наблюдатель ООН за этой сферой человеческой деятельности, говорит, что сейчас в 30 странах, включая Тайвань, работает 442 электростанции на ядерном топливе. Ещё 65 станций находятся в стадии строительства в 16 странах мира, из них только в Китае — 27.
До чрезвычайного происшествия с АЭС в Японии, МАГАТЭ предполагало, что до 25 стран, до сих пор не имеющих АЭС, придут к использованию этой технологии к 2030 году. В феврале Анне Старц из агентства сказала: «Возможно, сейчас есть 11 или 12 стран, активно развивающих инфраструктуру для программы атомной энергетики. Регион, где мы видим самую большую активность в этом плане, это Юго-Восточная Азия. Также есть интерес в Африке, на Ближнем Востоке, в Европе и Латинской Америке».
Причины такого роста интереса к ядерной энергетике лежат в двух областях. Ожидается, что в два ближайших десятилетия существующий уровень глобальной потребности в электроэнергии увеличится в два раза и ядерная энергия видится одним из способов удовлетворения этих нужд. Кроме того, АЭС выбрасывают в атмосферу ничтожное количество парниковых газов – в отличие от станций, работающих на угле. Небольшой вклад атомных станций в загрязнение атмосферы двуокисью углерода – мера борьбы с глобальным потеплением и опасными климатическими изменениями.
По данным Австралийской Ураниевой Ассоциации (AUA), главного органа, представляющего урано-добывающую отрасль страны, за год отсюда экспортируется около 9 -10 тысяч тонн концентрата оксида урана. Это составляет пятую часть мировой потребности в топливе для электростанций. Всё сырьё урановых шахт Австралии отправляется за границу для мирного использования на АЭС странами, подписавшими договор о нераспространении ядерного оружия, а также двусторонний договор о безопасности с самой Австралией.
Грубо, от 15 до 17 процентов австралийского годового экспорта урана приходится на Японию – пятая часть потребностей этой страны. Кроме неё, уран продаётся США, Великобритании, Франции, Финляндии, Южной Корее и Тайваню. Согласно сведениям департамента торговли, этот экспорт генерирует 679 миллионов австралийских долларов в доходах 2009 года – только 0,7% общей суммы, полученной Австралией от добычи минералов и топлива. Но небольшая доля, получаемая от продажи урана – по отношению к полученному от продажи угля и железной руды, могла бы вырасти, если бы глобальная заинтересованность в ядерной энергетике продолжила превалировать в мире, как это было до японского кризиса.
МАГАТЭ ожидает, что 70 процентов роста мировой потребности в энергии к 2030 году будут приходиться на развивающиеся нации – с Китаем и Индией во главе.
Австралия подписала соглашение о безопасности с Китаем в 2006 году и начала продажи урана в эту страну в 2009-ом. Представитель AUA сказал о весьма вероятном росте уровня экспорта в Китай. Сейчас ведутся дебаты о поставках уранового топлива для электростанций в Индии, не подписавшей договор о нераспространении ядерного оружия. Сделка была остановлена консервативным правительством в 2007 году, но к ней вернулись пришедшие к власти лейбористы.
Несмотря на кризис в Японии, Австралия продолжает концентрироваться на капитализации этого ресурса, хотя слышны и протесты защитников окружающей среды и других групп, заявляющих об опасности атомной энергетики. Безотносительно к полученным прибылям, Австралия говорит, что, если отрасль атомной энергетики станет работать на полную мощность, это позволит избежать выброса в атмосферу многих тонн парниковых газов.
Австралия располагает 40 процентами мировых возобновляемых запасов урана, в том числе крупнейшим месторождением в мире – Олимпик Дэм в Южной Австралии. Единоличный владелец месторождения компания BHB Biliton, передавшая один миллион долларов в Красный Крест для помощи Японии, в настоящее время изучает возможности расширения возможностей шахт.
Разведка и добыча урана разрешены только в трёх из восьми штатов и территорий Австралии. В 2005 году промышленники и правительство страны создали партнёрство, целью которого является развитие индустрии и получение преимуществ в условиях роста мировой потребности в топливе для АЭС.
Премьер-министр Джулия Гиллард ясно дала понять, что позиция её правительства относительно экспорта урана не изменится в связи с утечкой радиации на аварийной АЭС в Японии. «То, что случилось в Японии, не повлияло на мои представления об урановом экспорте из этой страны. Мы экспортируем уран и мы продолжим экспортировать уран», — сказала Гиллард.
Сходную позицию выразили и представители урано-добывающей индустрии. Выступая на прошлой неделе на конференции в Аделаиде, Майкл Ангуин, главный исполнительный директор AUA, сказал, что события в Японии не повлияли на факторы, побуждающие страны использовать ядерную энергию. «Страны повернулись к ядерной энергетике потому, что они хотят улучшить энергетическую безопасность и расширить возможности производства электроэнергии способом, позволяющим не увеличивать карбоновые выбросы. Всё это остаётся в силе и сегодня».