Возмущённое искусство Афин

Возмущённое искусство Афин.

Канцлер Германии Ангела Меркель вышла неожиданно усатой, в стиле наци. Георгеу Папандреу превратился в паяца с красным носом. Международный Валютный Фонд – пугающий монстр, с ракетами вместо пальцев и в шапке, на которой красуются американский и евросоюзовский флаги. И греческий народ – в образе тореадора, готового воткнуть пару хороших «бандерильяс» в быка, выпущенного МВФ…

Это одна из картин, украшающих площадь Синтагиа в центре Афин, где вот уже 26 дней разбит лагерь греческих «несогласных» с новым планом бюджетных сокращений, который Папандреу собирается одобрить. Здесь, в центре движения, коллектив из 40 художников пытается изменить мир ударом искусства: картинами, представлениями, акциями, поэзией, музыкальными выступлениями и театральными постановками.

«Мы – художественное выражение этих протестов», — рассказывает корреспондентам испанской «El Mundo» Янис Актимон, 41 года, художник по пластику и неуёмный выдумщик. «Мы глубоко разделяем требования народа. Мы артисты андеграунда и антисистемы и ожидаем, что наше искусство внесёт свой вклад в падение правительства и в осознание греческими гражданами того, что пришёл час перевернуть страницу. Конечно, мы делаем это из любви к искусству и для него. Не ищем ни выгоды, ни славы».

Здесь же, например, Димос, художник из группы Dimx. Вооружённый кисточкой и банкой акриловой краски, он занят картиной. «Нас никто не слушает, когда мы говорим о наших требованиях. То, что мы пытаемся сделать здесь, заявить о себе с помощью искусства», — рассказывает он, рисуя политиков, окружённых мешками с деньгами и с радугой за их спиной. «Ясно, что я хочу сказать, нет?» — переспрашивает он.

Немного дальше – Костас Фокас с углём в руке. Он рисует женщину за решёткой тюрьмы. «Наше общество нам говорит, как думать, не разрешает быть свободными. Эта женщина в тюрьме общества и просит выхода, свободы», — объясняет он.

Рядом длинноволосый и бородатый тип играет на гитаре. Напротив – девушка, завёрнутая в гигантскую белую простыню. «Это платье будет использовано завтра в спектакле. Я примеряю». Есть на площади Синтагма и библиотека, собранная добровольно и пополняемая, как решила стачка, главным образом, политическими эссе. Волонтёрша в годах по имени Руби занята наведением порядка среди томов. «За книжки надо брать залог, но это, чтобы читать здесь, на площади Синтагма, мы не можем брать залога здесь», — рассказывает она, расставляя книги на этажерке, посвящённой колониальным войнам в Африке.

Над её головой балансирует, подвешенный на чём-то вроде сушки для белья и пристёгнутый прищепками,  рисунок фломастерами. На нём коктейль Молотова и надпись: «Пожалуйста, зажгите фитиль». «То, к чему зовёт искусство, ясно», — говорит с улыбкой от уха до уха Димитрис, его гордый автор.