Пекин заявляет о более гибкой политике в отношении порядка регулирования курса обмена юаня к доллару. Это неожиданное решение означает так же, что определение стоимости китайской валюты будет градуированным.
«Принимая во внимание настоящую экономическую ситуацию на внутреннем и международном рынках и для соблюдения Китаем платёжного баланса, Народный Банк Китая решил провести реформу порядка обмена народных денег и сделать более гибкими курсы обмена», — такое объявление было вывешено на интернет-странице банка в субботу вечером. Дословно в тексте упоминается «переоценка» народных денег – популярное название юаня внутри Китая.
Декларация главного финансового органа Китая очень отличается от того, что заявляли члены правительства страны в последнее время. Пекин неоднократно отрицал слухи о возможности изменения политики в отношении курса обмена своей валюты (до сих пор неконвертируемой) и возражал каждый раз, когда Америка и Европа выстраивали предположения о том, что Китай искусственно сдерживает рост курса юаня для того, что бы получить преимущества от экспорта своих товаров.
Накануне появления этого сообщения Народного Банка, в пятницу, несколько членов китайского правительства, которые в конце следующей неделе будут сопровождать президента Ху Цзинтао на совещание Большой Двадцатки в Торонто (Канада), сказали, что вопрос переоценки юаня не будет обсуждаться на G20, поскольку не является международной проблемой, «а есть вопрос исключительно внутренний».
Согласно заявлению центрального банка Китая, из-за того, что китайская и мировая экономика находятся на пути восстановления, «желательно» продвижение реформы курсов обмена, однако, так же отмечено, что момент для большой переоценки национальной валюты не наступил. Тщательная витиеватость фраз в опубликованном в субботу тексте оставляет до конца неясным, куда же двинется юань по отношению к доллару, и какие последствия всё это будет иметь для мировой торговли.
Пекин проводил переоценку юаня в 2005, когда за доллар давали 8,2 юаня. За три последующих года стоимость юаня к доллару выросла на 21%. В июле 2008 курс был заморожен на отметке 6,8 юаней за доллар. Искусственное сохранение соотношения юаня к доллару, не позволяющее китайской валюте расти, стало источником конфликтов Ху Цзинтао и Барака Обамы, а Конгресс США грозил предпринять против Китая торговые санкции.
США немедленно отреагировали на решение Китая, назвав его «сбалансированным шагом». Секретарь Казначейства США Тимоти Гейтнер подтвердил, что решение о расширении коридора для курса обмена юаня может положительным образом отразиться на общем и сбалансированном росте мировой экономики.