Если верить американской прессе, речь идёт о беспрецедентном вмешательстве одной европейской страны во внутреннюю политику другой. Как написала в пятницу «WallStreetJournal», немецкая канцлер Ангела Меркель в октябре позвонила итальянскому президенту Джорджио Наполитано, чтобы просить его поискать «замену» Сильвио Берлускони.
Согласно восстановленным американской газетой подробностям, звонок состоялся 20 октября, всего за несколько недель до того, как Берлускони, после 17 лет нахождения у власти, подал в отставку. На той же неделе, бывший премьер потерял парламентское большинство на выборах – хотя и не потерял большинства в Сенате, оставив своему правительству очень узкие рамки действий перед довольно тёмной перспективой, с надбавкой на риски приближавшейся к 500 базовым пунктам.
«Мы ценим усилия итальянского правительства, — сказала Меркель Наполитано во время телефонных переговоров, но «необходимы более агрессивные реформы». По словам немецкого канцлера, Италия нуждалась в неотложных реформах, чтобы увеличить рост экономики и избежать возможного распространения её ситуации на остальную Европу. Кроме того, Меркель опасалась, что Берлускони не был расположен проводить эти реформы. Мнение, которое, кажется, разделял Наполитано, когда сказал о факте, что Берлускони пережил голосование о доверии с перевесом только в один голос «не очень спокойно». Тогда, как написала американская газета, Меркель поблагодарила президента Республики за его усилия «для продвижения реформ».
По словам «WallStreetJournal», немногим позднее, Наполитано начал круг переговоров с оппозиционными партиями, чтобы прийти к техническому соглашению о новом правительстве, которое приняло бы в свои руки Италию в эпицентре урагана, в который страна погружалась с конца июля, незадолго до того, как правительство Берлускони попыталось, без успеха, продвинуться к четырём экономическим реформам, всё же недостаточным, по мнению Брюсселя.
«Трише и Драги взывали к Берлускони, прося выполнить свои обещания», — пишет газета. Звонок из Берлина в Рим был вопросом времени из-за «неспособности Берлускони оживить итальянскую экономику, которая сейчас ставит в опасность всю Европу».
Из кабинета президента подтвердили, что оба лидера однажды действительно говорили по телефону, немецкий канцлер ни в коем случае не намекала президенту на действия, которые он должен предпринять во внутренней политике страны, «и ещё меньше просила, чтобы он «сменил премьера»». В официальном заявлении кабинет утверждает, что «общение имело целью меры по сокращению дефицита в защиту евро и вопросы структурных реформ».