В среду, 15 сентября планируется визит министра обороны России Анатолия Сердюкова в Пентагон. Встреча, которую вряд ли можно было представить во время Холодной войны. Российский министр приглашён своим американским коллегой, Секретарём Обороны Робертом М. Гейтсом, что бы вместе определить общую базовую позицию отношений оборонных ведомств двух стран.
И Гейтс, и Сердюков объявили войну неэффективной и дорогостоящей бюрократии своих ведомств. Гейтс пытается урезать сверх-расходы и закрутить гайки в расходовании денег на полевую армию и инвестиции в новое оружие. Сердюков, о котором американская пресса не преминула написать, что он имеет больший опыт работы в мебельной промышленности, чем с военными, провёл с 2007 года, даты вступления в должность, крупнейшие за десятилетия существования российской армии реформы.
Газета The New York Times сравнила деятельность двух руководителей: Гейтс призывает урезать ряды контрактников Пентагона, сократить гражданских управленцев и убрать порядка 50-ти генералов и адмиралов. Но это не идёт в сравнение с целями Сердюкова, который планирует сократить 200 000 офицеров, из которых 200 генералов; сократить штат министерства на 60% и привести структуру армии к североамериканской модели, сфокусировавшись на мобильных бригадах, вместо неповоротливых дивизий. К 2016 году российская армия сократит до 130 000 служащих и достигнет численности состава в один миллион.
Однако, масштабы изменений по большей части разнятся от того, что бюрократия Пентагона просто созрела для инициатив по повышению её эффективности, а российский военный эстеблишмент страдал от беззаботного раздувания штатов и хронической коррупции. Газета пишет и о критике, который подвергся российский министр обороны со стороны военных, упоминая слова одного российского генерала, что Сердюков нанёс армии России больший урон, чем агент НАТО.
В преддверии встречи, ежедневник рассказывает и о пути каждого к своей должности. Гейтс, специалист по России, бывший директор ЦРУ, работавший в своей продолжительной карьере на шесть президентов обеих партий. В противоположность ему, Сердюков – первый российский министр обороны без «разведывательного» прошлого, сменивший на посту кадрового офицера разведки Сергея Иванова.
В последнее время, пишет газета, диалог между военными двух стран осуществлялся между председателем Главного Штаба адмиралом Майком Мулленом и главой российского Генерального Штаба генералом Николаем Макаровым. Как сказал газете Стивен Пайфер, управляющий по политике в отношении России Госдепартамента и Национального Совета Безопасности США: «Я не думаю, что в решении задач типа Ирана или противоракетной обороны, Сердюков играет такую же роль в правительстве, как Гейтс в нашем. Он введён не для того, что бы быть главным переговорщиком на международной сцене. Он был введён благодаря его деловым инстинктам, что бы взять эту массивную и отсталую военную структуру и усовершенствовать её до создания более эффективной силы». Несмотря на антипатию со стороны военных, пишет газета, кажется, Сердюков имеет поддержку у правящей верхушки России.
В знак важности предстоящей встречи, Секретарь Оборонного ведомства США отставил все встречи на среду, освободив место для трёх формальных рабочих встреч, которые закончатся рабочим ужином.
Утренняя встреча будет посвящена обмену уроками реформирования управление обороной, в полдень – двусторонним задачам, включая такие «тонкие места», как противоракетная оборона и контроль ядерного оружия.
Вторая половина дня будет отдана обсуждению проблем региональной и глобальной безопасности. Ожидается, что одной из тем будет Афганистан, где Россия обеспечивает НАТО северный путь доставки грузов, и Иран, где, как пишет The New York Times, русские являются наиболее сложными партнёрами в вопросе остановки ядерных амбиций Тегерана.
Как сообщается, ожидается подписание меморандума понимания сферы сотрудничества Мин.Обороны России и Пентагона, и документа, касающегося оборонных ведомств, входящего в бумаги рабочей группы по развитию политических связей не только в военной области.