История с захватом танкера «Московский университет» получила неожиданное продолжение – пиратов, задержанных морскими пехотинцами, отпустили. Официальное объяснение Минобороны РФ: международное право не дает возможности их судебного преследования. Эксперты удивлены – возможность судить пиратов в России все же была.
После освобождения заложников президент РФ Дмитрий Медведев пообещал разобраться с пиратами, захваченными во время освобождения танкера «Московский университет», «по всей строгости военно-морского права». Однако с задержанными сомалийцами поступили отнюдь не так, как хотел глава государства.
Россия поставит перед НАТО вопрос о правовой базе борьбы с пиратством
Петербургские юристы с удивлением восприняли комментарий Минобороны. По словам эксперта по международному праву, начальника юридического отдела компании «Терра Линк» Дмитрия Синиченко, «у российских силовиков была возможность передать пиратов под юрисдикцию России и судить их».
«Эту возможность обеспечивает Конвенция ООН по морскому праву и Конвенция о борьбе с незаконными актами, противоречащими безопасности морского судоходства. В этом смысле в действиях Минобороны можно усмотреть и иные, внеправовые мотивы», — отметил Синиченко.
Танкер «Московский университет» получил ряд повреждений – МИД РФ
Моряк освобожденного из пиратского плена в начале 2009 года судна «Фаина» Виктор Никольский новость о том, что пиратов отпустили, воспринял с огорчением. «Пока их отпускают, моряки продолжают находиться в условиях повышенной опасности», — заявил Никольский.
В то же время он признал, что в области морского права действительно много пробелов – так, «Московский Университет» плавал под флагом Либерии, хотя команда была российская, и это создает неразбериху.
Проблема заключается в том, что против пиратов, пойманных в нейтральных водах, у россиян действительно нет четко определенных полномочий, рассказал корреспонденту «БалтИнфо» доцент факультета международных отношений СПбГУ, политолог Дмитрий Ланко.
Россия разберется с пиратами по всей строгости военно-морского права — Медведев
«Вот если бы задержание прошло в наших территориальных водах – никаких проблем с тем, чтобы осудить их в России, не было бы. Если бы их брали в водах Сомали – передали бы их коллегам из этой страны. А так мы имеем дело с правовым вакуумом», — сказал Ланко.
По словам политологов, союзниками России в создании международных норм борьбы с пиратством может стать любая страна, корабли которой часто подвергаются атакам «джентльменов удачи» — в том числе США и страны Евросоюза. Но необходимая для преследования пиратов международно-правовая база – дело не одного года напряженной совместной работы.
При освобождении российского танкера один пират убит, 10 — задержаны
«Проблема в том, что у разных стран – разное морское законодательство. Так, если французский капитан может задержать преступника, заковать в наручники и доставить в ближайший порт, то для Англии это неприемлемо. Там подобные действия будут трактоваться как незаконное лишение свободы», — отметил Дмитрий Ланко.
Согласен с ним политолог и военный журналист Борис Подопригора. По его словам, в безопасности судоходства заинтересованы все авангардные страны Запада, а также Китай и Япония, которые перевозят нефть морским путем. По разным данным, до 35% черного золота Япония получает через Аденский залив, крайне проблемный с точки зрения пиратства.
Моряки «Маршала Шапошникова» освободили танкер «Московский университет»
Если ежегодно официально регистрируется до 300 пиратских атак, то, по неофициальным сведениям, число нападений на суда, а также действий, подпадающих под определение «рэкет», ежегодно исчисляется тысячами, рассказал Подопригора.
«При этом отделить одно от другого по существу невозможно», — отметил эксперт.
На судно «Фаина», побывавшее в пиратском плену, будут водить экскурсии
В пиратский бизнес Сомали вовлечено в той или иной степени все взрослое население прибрежной части страны, то есть до 300 тыс. человек. Пиратство является источником существования около 100 банд по 20-30 человек в каждой. Кроме того, существуют и иностранные «наводчики», и поставщики оружия.
Кроме того, отметил Подопригора, профессионализм флибустьеров с годами растет.
«Выход пиратских катеров за 300-километровую прибрежную зону свидетельствует о профессионализации разбоя в смысле мореходной подготовки экипажа и оснащения судна. Кстати, по воспоминаниям наших советников, сомалиец — весьма самоотверженный и выносливый солдат», — отметил эксперт.
Эксперты: вешать пиратов на рее — не выход
Напомним, что плавающий под либерийским флагом танкер «Московский университет», на борту которого находились 23 российских моряка, был захвачен в среду, 5 мая 2010 года. В четверг, 6 мая 2010 года, утром танкер освободили морские пехотинцы с большого противолодочного корабля (БПК) «Маршал Шапошников», который участвует в международной миссии по борьбе с пиратами у берегов Сомали. Бойцы подразделения антитеррора во время штурма задержали десятерых преступников, один из них был убит.
Ранее сообщалось, что сомалийские пираты, задержанные при попытке захвата российского танкера «Московский университет», возможно, будут доставлены в один из северных районов Сомали – Путланд. Подобные прецеденты уже были — в прошлом году задержанных пиратов передавали полиции Путланда. Это единственная область на севере Сомали, где существует дееспособная власть, которая активно борется с пиратами.
Павел Викторов
© Балтийское Информационное агентство
http://www.baltinfo.ru/tops/Moryak-Fainy-Poka-piratov-otpuskayut-my-v-opasnosti-142931
7 мая 2010, 14:26