Администрация президента Барака Обамы засчитала одно победное очко в свои активы и помогла ей в этом Беларусь, заявив на проходящей в Астане (Казахстан) встрече по Европейской безопасности о том, что согласна покончить со своими запасами высокообогащённого урана к 2012 году.
Это сообщение на фоне последних скандальных событий с утечкой дипломатической переписки Госдепа, стало ложкой мёда для американской дипломатии, показав, что правительство США сохранило способность работать с зарубежными правительствами, несмотря на довольно резкие характеристики, приватно данные американцами некоторым из них.
Соглашение по ядерной энергии с Беларусью было одной из главных политических целей президента Обамы. На совещании в Астане решение своего правительства озвучил министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов, он сказал, что оно — свидетельство поддержки Белоруссией движения нераспространения ядерного оружия.
Американская газета «The New York Times» написала, ссылаясь на помощника государственного департамента по европейским и евразийским делам Филиппа Гордона, что для Соединённых Штатов победа над Беларусью является значимым краеугольным камнем кампании Обамы в обеспечении в следующие четыре года безопасности всех уязвимых складов ядерных материалов. Беларусь – последняя из бывших советских республик с большим запасом высокообогащённого урана, который может быть использован для производства ядерной бомбы, если довести его обогащение до нужной степени.
Это было сложным делом, настолько, что в апреле Белый Дом отказался приглашать Белоруссию на саммит по ядерной безопасности 47-ми стран. Президент страны Александр Лукашенко ответил тогда: «Никому не будет позволено согнуть Беларусь». Однако, уже летом его правительство выразило интерес в возобновлении переговоров. Соединённые Штаты согласились оказать финансовую и техническую помощь для отправки 220 килограммов высокообогащённого урана в Россию, которая обменяет его на менее очищенный. США так же станут советниками Беларуси по новому реактору, работающему на низкообогащённом уране, что позволит стране быть менее зависимой от газа из России, что, как сказал американский официальный представитель, было здесь главной коммерческой целью.