«Я сделал всё для того, чтобы убедить моих клиентов уйти с фондового рынка. Я не знаю, сколько из них последовали моему совету, но, если вы этого еще не сделали, никогда не поздно поступить правильно. Продавайте акции».
С таким призывом вечером в четверг, 20 мая, обратился к своей американской аудитории 86-летний Ричард Рассел, который с 1958 года публикует регулярный анализ фондового рынка США Dow Theory Letters и за свою карьеру сделал не мало точных предсказаний.
Вместо акций деньги стоит вкладывать в валюту, золото и другие «вечные» ценности.
В пятницу старика мало, кто послушал. Беспрерывный обвал, начавшийся на американском фондовом рынке в среду, 12 мая, наконец-то, сменился ростом, так называемым «отскоком». Отскок оказался не так уж и велик- индекс Dow Jones вырос на 1,25%. Но, по крайней мере, появилась слабая надежда, что мир не проваливается в новый кризис, а просто нервно реагирует на текущие новости.
И в США, и в России многие рассуждают о том, что фондовый рынок падает больше из-за временных страхов, чем объективных показателей. Значит, акции будут расти, а глупостью тех, кто все дешево распродает сейчас, можно воспользоваться, чтобы заработать. По данным Investors Intelligence, более 42% участников рынка в США настроены на рост и лишь около 24%— на дальнейшее падение.
Черный май
Индекс американского фондового рынка Dow Jones упал с начала мая почти на 10%. Индекс РТС упал на 23%: с максимального в этом году значения 1676 пунктов, достигнутого 15 апреля, до 1297 пунктов в пятницу, 21 мая.
Как и во время кризиса 2008 года, российские акции падают гораздо сильнее, чем американские, потому что инвесторы, в первую очередь, продают акции развивающихся стран, в том числе России.
Вырученные от продажи деньги они меняют на валюту, поскольку перспективы хранить деньги в рублях выглядят сомнительными. Во время недавнего кризиса рубль девальвировался более, чем на 30%.
В четверг, 20 мая, объем торгов долларами на ММВБ достиг максимума за год— $7,5 млрд, превысив рекорд, установленный днем ранее— $5,7 млрд. В пятницу, 21 мая, участники торгов закупили на бирже $5 млрд.
При этом курс рубля стремительно обваливался, поскольку всем были нужны доллары. С максимального уровня 28,96 рублей за доллар, достигнутого 14 апреля, курс упал в пятницу, 21 мая, до 31,18 рублей за доллар, или на 8%.
Локомотив тормозит
Тем не менее, достаточно и тех, кто не разделяет подобного оптимизма, ссылаясь на очень слабые признаки возрождения мировой экономики после кризиса.
В прошлом году Китай стал главным локомотивом, вытянувшим из кризисного пике мировые цены на сырье— нефть и металлы, а вслед за ними и мировую экономику. В 2009 году ВВП Китая вырос на 8,7%, в то время, как мировой ВВП упал на минус 0,6%. В этом году Китаю пророчат еще более бурный рост— на 10%, но из Пекина приходят слишком тревожные сообщения.
Во-первых, индекс основной китайской фондовой биржи— в Шанхае— упал с начала года уже на 20%.
Во-вторых, исчезли сомнения в том, что на китайском рынке недвижимости вскоре наступит мощный обвал цен. Его пророчили многие, например, Джордж Сорос , но сейчас цены уже начали падать и теперь аналитики лишь расходятся во мнениях, будет ли это падение на 20% или 50%.
Причиной спада стали жесткие меры китайских властей против спекулянтов, которые стали слишком сильно задирать цены на жилье. Однако одновременно пострадает и экономика: на долю инвестиций в недвижимость приходится около 12% китайского ВВП.
Европа затягивает пояса
В Европе перспективы экономического роста после событий в Греции также стали безрадостными. В кризис правительства европейских стран щедрой рукой спасали предприятия и банки от убытков за счет государственных бюджетов. Теперь выясняется, что уже некоторые правительства не в состоянии расплатиться с возросшими долгам самостоятельно.
Для Греции и, потенциально, Испании и Португалии, Евросоюз за счет богатых стран, в первую очередь, Франции и Германии, создал специальный фонд спасения размером $1 трлн. Аналитики опасаются, что перекладывание проблем с больной головы на здоровую приведет только к расширению масштабов эпидемии.
В любом случае, главный тренд в Европе: затягивание поясов, сокращение бюджетных расходов, повышение налогов. Экономическому росту такие меры не способствуют.
Лягушек не спрашивают
Как и китайцы, европейцы пытаются победить спекулянтов. Это помогает стабилизации рынков, но не их росту. Германия на этой неделе запретила игру на понижение (так называемые короткие позиции или «шорты») на рынке гособлигаций. Эта антирыночная мера способствовала обвалу на фондовых рынках.
Кроме того, она расширила раскол в Европе: французы не поддержали немецкую инициативу, тем самым, сделав ее бессмысленной— ведь финансовые рынки в современном мире глобальны, и одна, отдельно взятая Германия победить спекулянтов не в состоянии.
«Если вы хотите осушить болото, вы не станете спрашивать экспертное мнение лягушки»,— ответил недовольным министр финансов Германии Вольфганг Шойбе.
В США опасаются возврата рецессии
В США постепенно утихают радости по поводу роста экономики в первом квартале на 3,2% (в годовом исчислении). На этой неделе оказалось, что число безработных повышается, индикаторы экономической активности падают, а некоторые аналитики увидели в статистических данных за апрель признаки дефляции— одну из важнейших примет кризиса. Оптимисты считают, что этих данных не достаточно.
Пугающая математика
Давид Розенберг, старший экономист канадской инвесткомпании Gluskin Sheef, 20 мая объявил конец роста на фондовом рынке и предсказал 30%-ое снижение индексов в ближайший год. Он предложил обратить внимание на следующие факты:
Каждый десятый американец, владеющий жильем, просрочил платежи по ипотечным кредитам в первом квартале 2010 года (это рекорд)
Каждый шестой американец либо безработный, либо имеет не полную занятость
Почти половина безработных американцев не могут найти работу уже более 6 месяцев
Каждый четвертый американец выплачивает ипотеку за жилье, рыночная стоимость которого сейчас меньше, чем в момент покупки
Каждый десятый американец верит, что его доход вырастет в ближайшие шесть месяцев
Каждый пятый американец верит, что деловой климат улучшиться в ближайшие шесть месяцев
Каждый пятидесятый американец планирует купить дом в ближайшие шесть месяцев
Каждый восьмой американец верит, что политика правительства помогает экономике
Каждая десятая американская компания из сектора малого бизнеса имеет открытые вакансии
Расходы по каждой десятой американской кредитке были списаны (рекорд)
Война с жирными котами
Власти США также объявили «войну Уолл-Стрит». Как выяснилось, банкиры успешно зарабатывали на кризисе и даже способствовали его началу, хотя в итоге сами же и пострадали. Спастись удалось только за счет помощи из госбюджета.
В американском парламенте обсуждается проект финансовой реформы, которая должна полностью изменить регулирование фондовых рынков и деятельности банков. Росту рынков такое ужесточение вряд ли поспособствует.
Удивительно, но и в США, и в Китае, и в Европе проблема одинакова: предприятия приватизируют прибыль и национализируют убытки.
Американский рецепт
— создание совета из представителей регулирующих органов США для отслеживания системных рисков в финансовой системе, в том числе деятельности системообразующих финансовых организаций и процессов возможного формирования «пузырей» на рынке;
— наделение Федерального резерва функциями по надзору за крупнейшими финансовыми институтами;
— наделение правительства правом брать под контроль проблемные финансовые организации, увольнять их руководителей, проводить реорганизацию;
— создание органа по защите прав потребителей на финансовом рынке, призванного предотвращать появление опасных для потребителей кредитных продуктов;
— создание механизмов регулирования рынка производных инструментов, повышения его прозрачности за счет создания механизмов биржевой торговли; – введение системы надзора для хедж-фондов и фондов частных инвестиций.
Главная цель властей и Китая, и Европы, и США— ограничить возможности финансовых «хищников», которые раскачивают рынок с целью заработать «копейки», в то время как остальные теряют триллионы. По подсчетам агентства Bloomberg, с начала мая фондовые рынки мира подешевели на $5,3 трлн.
Противники этого подхода говорят, что проблема в политиках, которые безудержно печатают доллары и евро, а затем раздают их под рекордно низкие проценты. Тем самым, они помогают надуваться пузырям по всему миру, ведь деньги надо куда-то вкладывать. Возможно, рост последних нескольких месяцев на фондовых рынках как раз и был таким пузырем, который не основан на реальном положении дел.
В России тоже есть свои пессимисты. «Падение набрало сильную инерцию. Бегство от рисков на мировых рынках всё более приобретает характер глобального обвального падения по образцу 2008 г.»,— полагает начальник аналитического отдела компании «Инфина» Александр Иванищев. По его мнению, события апреля-мая могут оказаться всего лишь генеральной репетицией тех финансово-экономических катаклизмов, которые способны достичь апогея в конце лета/начале осени.
Мнения известных людей:
Игорь Николаев , партнер, директор департамента стратегического анализа компании ФБК, доктор экономических наук
«Началась. Другое дело, что, естественно, пока еще реальное производство на себе этого не показывает. Однако все развивается так, как и должно быть: сначала фондовые рынки падают, рынки сырьевых активов падают. Все точно так же, как и в 2008 году. А как известно, тогда фондовые индексы падали с мая месяца, нефть стала падать с середины июля, в то время как промышленное производство еще в сентябре 2008 года показывало рост в более чем 6%. Реальная экономика у нас в стране начала серьезно падать с конца октября 2008 года. Поэтому в том-то и дело, что это кажется, что упали и поднялись. Но, на мой взгляд, уже начались необратимые явления в том смысле, что ситуация пошла вразнос. И теперь она должна идти до конца, причем в этот раз уже будет действительно исправление диспропорций. Потому что в этот раз (хотя надо было говорить об этом два года назад) начинают предпринимать реальные меры по снижению спекулятивности экономики. То, о чем до последнего времени в основном говорили, сейчас реально начинают делать (возьмите ту же Германию). Но, к сожалению, опоздали. Второй волны можно было бы избежать при двух условиях. Первое состоит в неверной стратегии, заключающейся в заливании экономик деньгами. А второй принципиальный момент – это то, что от разговоров к делу очень долго раскачивались. Почему сейчас рынки падают? Да потому что фундаментальные предпосылки сохранялись: спекулятивная перекопленность экономики была. Экономика была готова к кризису, и развернуть ее к падению могло все что угодно. Ситуация с Грецией и вообще с долговыми проблемами европейских стран идеально для этого подходит».
Вадим Сосков, генеральный директор УК «КапиталЪ»
«Думаю, что еще, а вернее – уже нет. Просто мы видим следствие некой волатильности, причем также наблюдали нечто подобное где-то месяца четыре назад. После кризисного периода любая экономика является неустойчивой: инвесторы, несмотря на внешнюю стабилизацию, все еще волнуются по поводу качества экономического роста. Поэтому любые негативные сведения (а таковым, безусловно, является ситуация с европейской валютой да и вообще ситуация в еврозоне) отражаются на попытках инвесторов не обжечься, в результате чего они начинают “дуть на воду”. То есть мы видим вполне нормальный стабилизационный процесс; я не наблюдаю здесь второй волны кризиса. “Вторая волна” — это вообще довольно абстрактное понятие. Реально она была лишь в период “Великой депрессии” 1929-1933 годов, когда действительно после внешней стабилизации рынки вновь начали обрушиваться вниз. Мы пока еще не обрушиваемся, это коррекция».
Андрей Черепанов , директор некоммерческого учреждения «Проект национального развития», бывший руководитель департамента внешнего долга Минфина РФ
«Некоторое время назад я отрицал такое понятие, как “вторая волна кризиса” потому, что между первой и второй волной должен быть некоторый перерыв. А его не было ни тогда, нет его и сейчас: кризис шел и шел, в результате чего о “волнах” говорить не приходится. Возможно, сейчас единственная имеющаяся волна просто больше захлестывает экономику. Причем не исключено, что под ней могут оказаться и новые утопленники. Мало того, если вы посмотрите, кризисы часто завершались дефолтами государств. Именно из-за гигантского долгового бремени, которое многие на себя взяли, сегодня проблемы и проявляются (в частности, возьмите тот же самый курс евро). Пока неизвестно, чем все завершится: даже с Грецией еще не все закончилось (да, ей пообещали помощь, но внутри-то страны масса проблем). При этом благодаря кризисам стран страдают зачастую не сами страны, а страдают их кредиторы. Потому что при дефолте, как правило, возникают договоренности по списанию долгов, по реструктуризации и так далее. А владельцы этих долгов частенько обычные коммерческие организации, банки. Соответственно, могут случиться дефолты среди них (тут уже можно будет говорить про вторую волну дефолтов среди частных организаций). Посему надо все-таки принять какое-то глобальное решение. Я, например, уверен, что чтобы таких ситуаций (связанных с долгами стран) не происходило впредь, нужно рассмотреть серьезный вопрос в отношении того, что привлекает на себя государство. Я вообще уверен, что таких долгов быть не должно, и в отличие от давно рекомендуемых предложений со стороны МВФ и так далее, что не нужно, чтобы госдолг кредитовался или погашался центральными банками, считаю наоборот. Если государство хочет покрыть дефицит, то оно не должно покрывать этот дефицит привлечением ресурсов. Оно должно это делать исключительно за счет эмиссии, которую производит центральный банк. Разумеется, это будет вести к инфляции, но ну и пусть, ведь в таком случае страдают те, кто сегодня же от дополнительных платежей приобретает. Это был бы более честный подход».
Максим Шеин , начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис»
«Действительно, индексы в последнее время падают. Однако я думаю, что это происходит в основном из-за нестабильности на валютном рынке. Там наблюдается высокая волатильность, благодаря чему весь спекулятивный капитал попросту туда и направляется. Тогда как если отталкиваться от каких-то фундаментальных причин, то я бы не сказал, что наш рынок заслуживает того, чтобы его “замочить”».
Подробнее: http://news.mail.ru/economics/3854641/