Котта Н.
Парадоксы чествований.
В 1999 году исполнилось 200 лет со дня рождения А.С.Пушкина. К этому времени собралось достаточно опыта для проведения юбилейных дат поэта. История, после смерти Александра Сергеевича, расставила все по своим местам. И к открытию памятника поэту в 1886 году в Москве почти не осталось в живых, тех людей, которые близко и лично знали русского гения.
С каждым годом все стереотипнее и тоскливее становится организация Пушкинских дней начала июня, приуроченных ко дню рождения поэта. Вот в этой связи и возникла идея такой, несколько обзорной, статьи о юбилейных чествований Пушкина. Хотелось понять, что же мы сможем оставить в памяти наших детей яркого и красочного, связанного с именем любимейшего поэта….?Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве 6 июня 1880 года подобно «второму рождению» поэта. Оно стало одним из самых видных общественных событий в России конца 19 столетия, праздником русской культуры, русской интеллигенции, важной вехой в судьбе пушкинского наследия, этапом рождения пушкинской традиции, изучения и почитания гения. Идея создания памятника Александру Сергеевичу Пушкину возникла сразу же после его смерти в 1837 году . В 1855 году инициатором создания памятника А. С. Пушкину были 82 чиновника Министерства иностранных дел, в списках которого некогда числился поэт. Они обратились к князю А.И.Горчакову, лицейскому соученику поэта, с прошением об открытии повсеместной в России подписки по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Но поддержки не нашли. В эти годы памятники ставили только государственным деятелям.
В 1860 году уже новое ходатайство возбуждают лицеисты пушкинского и последующих выпусков. Правительство, учитывая общественное мнение, дало разрешение на сооружение памятника, не выделив ни копейки. Объявили сбор и собрали около 13000 рублей. Сбор денег на этом закончился.
В 1870 году инициатором новой подписки стал Яков Карлович Грот, воспитанник лицея. К 1880 году скопилось 160575 рублей 10 копеек. Параллельно был проведен открытый конкурс проектов памятника. И в мае 1875 года первая премия была присуждена Александру Михайловичу Опекушину.
К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Однако внезапная кончина императрицы Марии Александровны, супруги Императора Александра II, последовавшая 22 мая 1880 года, несколько омрачила и сдвинула сроки торжественного открытия монумента.
То, что памятник Пушкину — фактически народный памятник — создан и даже близок к открытию, вызвало определенный общественный подъем, особенно в среде разночинной интеллигенции. Наконец, 5 июня 1880 года начались официальные торжества, длившиеся несколько дней. Но не только московскими торжествами было отмечено воздвижение памятника Пушкину. Это был национальный праздник. Почти все газеты написали о торжественном открытии памятника Пушкину в Москве. Жители Петербурга и многие депутации из глубинок России прибыли в Москву на торжества. Вкруг памятника были устроены помосты для ораторов. «Окна домов, окружающих площадь, — писал Достоевский жене, — отдаются внаем по 50 рублей за окно…. кругом устраиваются деревянные эстрады для публики тоже за непомерную цену».
Неизвестный художник. Открытие памятника А.С. Пушкину в Москве 6 июня 1880 г. широко известная гравюра, сделанная на основе зарисовок очевидцами церемонии открытия памятника Пушкину в Москве, переносят наших современников в волнующую атмосферу 1880 года.
Открытие памятника Пушкину в Москве. Рисунок М. Чехова. 1880
Уже в это время стало ясно, что грядущий 100-летний юбилей со дня рождения поэта может стать и должен стать делом общероссийским. Признание гениальности А.С.Пушкина постепенно утвердилось на почве русской интеллигентности. Были забыты все полемики по поводу его творчества современниками поэта. Пламенные речи И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского и многих других во время открытия памятника в Москве печатались в периодических изданиях российской глубинки. Сознавая, что какое-то единообразие или, по меньшей мере, руководство в подготовке необходимо, правительство создало специальную Комиссию при Академии Наук, чтобы разработать программу чествования. В каждой крупной административной единице (губернии или области) при губернаторе или наместнике образовывался организационный комитет из представителей учебных и прочих учреждений. По всем городам и весям Российской империи, повсюду, где слышится живая русская речь, шли приготовления к знаменательным дням. Имя Пушкина позиционировалось как символ российской литературы, русской культуры. Российская империя готовилась к юбилейным торжествам в силу своих возможностей. Предполагалось отслужить панихиды в день смерти поэта, произнести речи, дать представления в театрах, готовились новые издания произведений Пушкина, планировалось открыть музеи, школы, библиотеки и читальни имени Пушкина, в архивах искали неизвестные документы о жизни и творчестве поэта. Петербургская городская дума решила приобрести дом, в котором жил Пушкин, и устроить там Пушкинский дом, была открыта подписка на сооружение памятника Пушкину, существовали мысли о покупке села Михайловское. Словом, шли грандиозные приготовления. Отмечалось, что многие общества, шедшие до сих пор врозь, соединились, чтобы сообща устроить литературную тризну в память поэта. Не правда ли, ситуация в России 1899 г. напоминает во многом сегодняшние поиски общей идеи, способной сплотить общество?
Таким образом, нам, современникам, в наследство остались: построенные здания театров, устроенные школы, переименованные улицы, памятники, скверы (уцелевшие в последующие 100 лет), музеи. Возглавил Комиссию по подготовке к празднованию Константин Константинович Романов. Его дневник свидетельствует о том, что он заблаговременно начал убеждать императора о необходимости проведения пушкинского юбилея как всенародного торжества. К. Р. же и возглавил комитет по проведению праздника. По инициативе К. Р. было решено создать к юбилею не скульптурный монумент, но памятник нового типа: архивное, музейное и научно-исследовательское учреждение с главной целью изучения и издания наследия Пушкина и с названием «Пушкинский Дом». Было приобретено в казну имение Пушкиных «Михайловское», реставрирована и взята под охрану государством могила поэта. С инициативой президента были связаны и другие юбилейные акции: увеличена пенсия дочери Пушкина Марии Александровне Гартунг, выпущена медаль за отличие выпускникам учебных заведений, массовым тиражом выпущена «Песня о вещем Олеге» с рисунками Васнецова и портрет-гравюра работы Т. Райта, издан сборник «Пушкин и его современники». «Как ни ответственны занимаемые мною должности Президента Академии Наук, командующего первым гвардейскими полком и, пожалуй, еще попечителя Женских педагогических курсов – призвание поэта для меня высшая и святейшая из обязанностей» — сделал запись в дневнике Великий Князь.
В Пскове было заложено здание драматического театра. В Святых Горах тоже все пришло в движение. Готовились к приему гостей в этом живописном местечке, вдали от больших столиц и губернских городов. Святогорский монастырь, настоятелем которого в то время был игумен Иоанн (Мазь) практически за 10 лет до юбилейной даты начал хлопотать о сборе средств и строительстве гостиницы для размещения гостей юбилейных торжеств. В самое преддверие праздника за счет административных средств были приведены в порядок улочки Тоболенской слободы, украшены частные и общественные здания.
Празднование проходило торжественно. Было до 1000 почетных гостей. «Центром их была могила А.С.Пушкина в Свято-Горском монастыре. К празднику могила поэта была великолепно украшена, и прибыла масса почетных гостей, переполнивших все монастырские здания. Хотя почти целый день шел дождь, однако, празднество прошло с надлежащею торжественностью. Божественная литургия в монастыре отслужена духовенством соборне с о.архимандритом Никандровой пустыне Никодимом во главе, при двух хорах архиерейском и Архангельского; оба хора прекрасным пением способствовали общему молитвенному настроению. На литургии присутствовали: товарищ министра внутренних дел барон А.А.Икскуль-фон-Гильденбандт, губернатор К.И.Пащенко, губернский и уездный предводители дворянства, почетные гости – между ними сыновья и племянник поэта – много дам и представителей печати, литературного и артистического мира. Панихида была отслужена на могиле поэта. После церковного торжества состоялось литературно-художественное чествование великого певца русского народа, а в следующие дни давались народные спектакли из произведений А.С.Пушкина…» — писали Псковские епархиальные ведомости. Особо хочется подчеркнуть создание великолепного летнего театра.
Первое и серьезнейшее „условие“ пушкинского юбилея 1899 г. был голод, размеры которого стали определяться уже к началу года. Аграрный кризис в России начался еще в 1890 годах и к 1899 году достиг огромных размеров. Неурожай 1898-го, случившийся в 18 губерниях, преимущественно на Востоке и Юго-Востоке: в Вятской, Казанской, Пермской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Уфимской, в меньшей степени — в Воронежской, Калужской, Курской, Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Ставропольской, Тамбовской, Тульской. В 1897-98 голодало 27 миллионов человек. И тем ни менее, юбилейные торжества прошли с огромным воодушевлением и многое из того, что получило начало в те годы, мы можем видеть и сегодня.
После событий октября 1917 года, в двадцатые годы прошлого века Александр Сергеевич Пушкин был не особенно жалуем новой властью, он попал в ряд подозрительных дворянских писателей. Например, Главлит накладывал такие резолюции: «Можно печатать только с предисловием, разъясняющим антирелигиозное значение произведения», а в середине 20-х годов в опере «Евгений Онегин» было предложено вычеркнуть из 1-й картины фальшивый, по мнению цензоров, эпизод крепостной идиллии. Все изменилось в 30-е годы. Иван Луппол – директор Института мировой литературы в «Литературной газете» в статье «Мнимые и действительные наследники Пушкина» писал: «Богатая, изобильная, крепкая телом и духом советская земля указывает исход европейской тоске не христианским путем Достоевского, не молитвенным призывом «Смирись», а сталинской Конституцией и бодрым кличем «Гордись, гордись, трудящийся человек, познай свое достоинство. Этой гордости человека, этому познанию своего достоинства учил нас на заре нашей литературы великий Пушкин». 16-го декабря 1935 на очередном заседании Президиума ЦИК Союза ССР было решено в связи с исполняющимся в 1937 году столетием со дня смерти великого русского поэта учредить Всесоюзный пушкинский комитет под председательством Максима Горького, после кончины которого председателем стал нарком просвещения Бубнов. В состав комитета вошли Ворошилов, Куйбышев, Жданов, Енукидзе и другие члены правительства, академики, писатели и артисты. Им было поручено разработать мероприятия по увековечиванию памяти великого поэта и содействовать широкой популяризации его творчества среди трудящихся Советского Союза. Комитет развернул активную работу. В октябре 1935 года, председатель правления общества «Интурист» В. А. Курц, , в докладной записке на имя И. В. Сталина также заявил о «политической целесообразности» обеспечить предстоящему празднованию «резонанс в мировом масштабе» и предложил в июне 1937 года организовать пушкинский фестиваль для иностранцев в СССР, наподобие того, который проводят в Англии на родине В. Шекспира. «В Англии правительство уделяет большое внимание ежегодным шекспировским юбилеям, — объяснил он свою инициативу, — там они носят специфически замкнутый характер: устраивается секционное празднование для дипломатического корпуса. Но даже в этом узком плане шекспировские празднования в Англии имеют весьма большое значение…В нашей стране имеются все возможности провести аналогичное мероприятие в несравненно более широком массовом масштабе, соответствующем культурному росту, многомиллионному населению Советского Союза». 16 декабря 1935 года Постановлением ВЦИК СССР был учрежден Всесоюзный Пушкинский комитет в составе 48 человек. При Комитете был организован рабочий президиум из семи человек и при нем образовано семь рабочих комиссий: реставрационно-мемориальная, художественная, издательская, выставочная, по вузам, по учебным заведениям, массовая. В Постановлении объявлялось о повсеместном создании пушкинских комитетов и комиссий в Союзных и Автономных республиках и областях, в городах, в районах и сельсоветах, в колхозах и совхозах, на фабриках и заводах, на железнодорожном и водном транспорте, в библиотеках и клубах, в школах, техникумах и вузах. Произведения поэта переводили на языки народов СССР. В Ленинграде на Мойке восстанавливается квартира, в которой жил Пушкин перед своей трагической гибелью. Была подготовлена и издана типовая лекция для работников политпросвещения «Жизнь и творчество Пушкина». Утверждены два вида юбилейных фотовыставок. Страстная площадь в Москве переименована в Пушкинскую, тогда же перемещен памятник Пушкину с Тверского бульвара. Тогда же, в 1937 году, снесен был Страстной монастырь, лицом к которому повернут был памятник Пушкину.
Государственный музей изобразительных искусств становится Пушкинским. Имя Пушкина присваивается многим учреждениям культуры в союзных республиках. По мнению властей, Пушкинский праздник должен стать торжеством ленинско-сталинской национальной политики, поскольку Сталин вернул Пушкина его народу. 10-го февраля 1937 года в передовой статье «Правда» писала: «Прошло 100 лет с тех пор, как рукой иноземного аристократического прохвоста, наемника царизма, был застрелен величайший русский поэт. Пушкин целиком наш, советский, ибо советская власть унаследовала все, что есть лучшего в нашем народе. В конечном счете, творчество Пушкина слилось с Октябрьской социалистической революцией, как река вливается в океан».
Сам же 1937 год был жесточайшим годом сталинских репрессий. Сбылись самые смелые мечтания и самые жуткие опасения Достоевского. Пушкина адаптировали и использовали так, как только возможно, произведя дворянина и помещика в предтечи соцреализма и вызолотив, как языческого идола, в предвкушении массовых арестов и расстрельных процессов.
150-летие со дня рождения Пушкина еще более, чем в 1937 году, было присвоено государством. На этот раз Пушкин использовался преимущественно в целях борьбы с «поджигателями войны» (стихотворение «Клеветникам России»), с международным империализмом (очерк «Джон Теннер», содержащий саркастическую оценку американской демократии), а также с «низкопоклонством перед Западом». Генеральный секретарь СП Фадеев на торжественном юбилейном заседании в Большом театре Союза ССР (6.06.49), сообщил, что сегодня практически в каждом советском доме и в каждой семье имеются сочинения Пушкина. Именем Пушкина награждались улицы, школы, колхозы (например: сельхозартель им.А.С.Пушкина села Новый Егорлык Ростовской области). Во всех городах страны проводились конкурсы чтецов и вокалистов, исполнявших произведения Пушкина. В прокате шел документально-биографический фильм «Пушкин»(1949), а в ходе самих торжеств снимался фильм «Пушкинские дни». Приглашены были гости и верные друзья Советского Союза со всего света: черный бас Поль Робсон, чилийский поэт Пабло Неруда и многие другие. Опять в юбилейный год было издано почти 12 млн. экз. пушкинских книг; в срок, к дате, завершено издание первого академического полного собрания сочинений поэта в 16 тт. и 20 книгах; также заявлен был акад.Виноградовым и опубликован проект беспрецедентного издания — словаря языка Пушкина. Организован был своего рода «пушкинский» рейд — нечто вроде агитпоезда — на самом высоком государственном уровне. Специальный ж/д состав с академиками, писателями, гостями из-за рубежа отправился из Москвы в Ленинград, где в бывшем Царском Селе в помещениях бывшего Александровского дворца состоялось торжественное открытие Всесоюзного Пушкинского музея. Снаружи — митинги, внутри — юбилейные заседания. Затем поезд проследовал в Псков на торжественное юбилейное заседание в обл.драм.театре. Завершилось все гигантским митингом в восстановленной после войны усадьбе в селе Михайловском — 100 тысяч человек сошлось и съехалось на него отовсюду по проселочным дорогам.
В Пушкинских (Святых) Горах к 1949 году были приложены все усилия, чтобы восстановить музей-заповедник «Михайловское». В 1946 году Постановлениями, принятыми Совещанием руководящих ра¬ботников АН СССР, Псковским облисполкомом и Пушкиногорским РК ВКП /б/ и райисполкомом, были определены первоочередные работы по восстановлению Святогорского монастыря. 11 мая 1946 года начальником отдела архитектуры при Псков¬ском облиисполкоме А.А. Драги, директором Пушкинского запо¬ведника С.С. Гейченко и другими членами комиссии было проведе¬но обследование разрушенного здания б. Никольской церкви и слу¬жебных монастырских построек. Комиссия признала восстановле¬ние церкви нецелесообразным. Во исполнение рекомендаций комиссии остатки церкви были снесены по решению Пушкиногорского райисполкома от 16 сентя¬бря 1946 года. В центре монастырского двора устанавливается бюст А.С. Пуш¬кина работы скульптора И. Гинцбурга.
Двор Свято-Успенского Святогорского монастыря. 1950г.
В преддверие 200-летия со дня рождения поэта, неузнаваемо переменившаяся внешне, измочаленная командами «реформаторов» Россия, находясь на пороге новой стабилизации (или «застоя»?) опять призывает Пушкина «сослужить государеву службу». Издается президентский указ об установлении Пушкинского дня России, за полгода до юбилея под председательством премьер-министра проводится заседание государственной комиссии по подготовке и проведению празднеств, на котором утверждаются сводный план мероприятий, юбилейная символика и пр. в том же духе. У государства свои виды…Россию трясет от криминала, лихорадит от дефолта(1998), унесшего, без преувеличения, тысячи и тысячи жизней….
Да, реставрируется заповедник «Михайловское» на средства бюджета многострадального. Все три дома-музея в имениях «Золотой точки России» раскатываются по бревнышку и собираются, словно карточные домики, заново с «другими концепциями», с «европейскими стандартами», и уж, конечно, не с нашими традициями – традициями С.С.Гейченко.
Ремонтируются 22 км трассы Новгородка – Пушкинские Горы более 9 месяцев (?!). Благодаря этому «фокусу закапывания в землю» федеральных средств (наши с тобой средства, налогоплательщик) вертолетом на несколько часов приземляется у остатков бывшей ж/д станции «Тригорская» председатель правительства Российской Федерации Степашин С.В. А простой люд колесит по бездорожью в Пушкинские юбилейные Горы через Коноплюшку. И вокруг монастыря продолжают лететь много-тоннки, автобусы, авто….А горка, где покоится поэт, несмотря на укрепления, продолжает двигаться и осыпаться….Диво-дивное….
Передается в 1992 году Русскому Православию Святогогорский монастырь….А хозяином его продолжает считать себя музей-заповедник, получая из бюджета финансирование, возложив, тем временем, обязанности по содержанию собора, зданий на «бедных родственников»-монашескую братию, которую терпят только для антуража вкруг «родового кладбища» поэта….
Люди устроены таким образом, что должны сами себе кое о чем напоминать. Пушкин, задаваясь вопросом, почему мы любим чужую славу, сам отвечал: оттого, что в ее состав входит и наш голос.
Лучшими юбилеями Пушкина остаются по-человечески, наверное, два прижизненных и непроизвольных, совершенно незамеченных его современниками. В 1824 году артиллерийский прапорщик Григоров, нечаянно узнав в проезжем, вышедшем из коляски справиться о дороге, поэта Александра Сергеевича Пушкина, приказал произвести в его честь салют из орудий вверенной ему батареи. Сбежался гарнизон, командование, и юный прапорщик пошел под арест ( кстати, закончил свой век монахом в Оптиной пустыни). Во втором случае, тридцатилетнего Пушкина чествовали грузины в Ортачальских садах на берегу Куры, в застолье, так как это умеют — или умели — делать только на Кавказе. Было это в Тифлисе в 1829 году.
Ну и вдогонку, терпеливому читателю. Анекдотическая ситуация! Администрация пгт. Пушкинские Горы в лице Жукова А.В. создает апофеоз, «на многая лета», архитектурного творения. Как раз напротив милейшего образчика 100 юбилея — летнего театра «Храма Славы», погибшего в пожарищах 1918 года, создается за баснословную сумму (по некоторым сведениям 7,5 млн.руб.) «домик-пряник-замок» – ТУАЛЕТ. И не просто отхожее место, но платное, высококультурное (!) с новыми водопроводными коммуникациями (когда в поселке водопровод 60-летний,послевоенный), а перед ним – площадку для автомашин, закрывая панораму перспективы золото-крышного в дали, на фоне зеленеющих пригорков, здания научно-культурного центра музея-заповедника. Ну, а уж в последнее время вокруг ТУАЛЕТА растут и вырастают замки гордых кафе-шашлычно-едальных и скромненькие палатки сувениров, давно оскомину набивших. А по земле струятся просто «скатерти-самобранки» со всем, что можно продать, пропихнуть неприхотливому российскому экскурсанту. И тетки, срывающиеся от своих оцинкованных корыт и ведерок и несущиеся под колеса экскурсионных автобусов, со «свеженькими цветами на могилку» и пирожками, «только что из русской печки». Где твое достоинство Россия? Виват, «гардемарины» — власть предержащие Пушкиногорья!
ТУАЛЕТ «ВО СЛАВУ ПУШКИНА» ОТ ЛЮБЯЩЕЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПУШКИНОГОРЬЯ !!!