Гибель четырёх граждан США от рук сомалийских пиратов в феврале потрясла Америку. Вот мнение социолога и профессора университета Джорджа Вашингтона Амитая Этциони. Он таже является автором нескольких книг, включая «Вначале безопасность» (Security First) и «Новое взаимопонимание» (New Common Ground) и был советником в администрации президента Картера, преподавал в Колумбийском университете и Гарварде и университете Калифорнии в Беркли. Своим мнением Энцилни поделился на страницах электронного издания Си-Эн-Эн, которое подчеркнуло, что данное мнение может не совпадать с мнением редакции.
«Военно-морской флот США держит корабли в семи морях для обеспечения мирного судоходства по всему миру. И всё-жи пираты, как те, что убили четырёх американцев в четверг (24 февраля) терроризируют ещё большее число морских линий.
С 2007 года пираты действуют с видимой безнаказанностью Согласно Международному Бюро Судоходства (International Maritime Bureau): «Число пиратских нападений на корабли растёт каждый год, за последние четыре года… Корабли заявили о 445 нападениях в 2010 году, что выше на 10% уровня 2009 года. В то время как в 2006 году заложниками побывали 188 членов экипажей, в 2009 году таких было уже 1050 и в 2010 году – 1181».
Как говорят флотские источники в США, более чем 200 нападений в год не заявляются, так как это «плохо для бизнеса». Сумма выкупа, которую запрашивают пираты, выросла с нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов за экипаж.
Кроме всего прочего, пираты смеются над утверждением, что США является суперджержавой, когда кучку молодых людей, на утлой лодке, легко вооружённых, кажется невозможно остановить.
Как нам говорят, одна из причин в том, что океан так велик и отыскать пиратов трудно. Нельзя не задуматься, если все наши спутники, вездеходные военные центры AWAC, радары и сонары не могут помочь нам определить место нахождения нескольких лодок, что мы будем делать, если агенты другой державы, используя похожие лодки, только с мотором посильнее, атакуют наши корабли? Ещё большей головоломкой является – почему мы должны их найти? Они регулярно находятся сами. Более того, захватывая заложников, они должны держать их на захваченных кораблях.
Всё, что нам надо сделать, это объявить, что для кораблей в открытом море, радиус в 300 ярдов (около 270 метров) является ограниченной зоной для приближения. Любой, подошедший ближе без разрешения будет объявлен врагом. Сначала предупредительный выстрел над их бортом, если это не работает — выстрел на поражение.
Правда, это означает, что торговым судам понадобится несколько вооружённых маршалов, как это делается на многих авиалиниях. Однако, учитывая, что у кораблей высокие борта, на которые пиратам нужно вскарабкаться со своих маленьких лодок, несколько вооружённых охранников могут справиться с этой работой.
Пиратство на протяжении веков рассматривалось как серьёзная угроза большинством, если не всеми, государствами, и пиратов регулярно убивали или казнили позднее, в лучшем случае, после формального рассмотрения дела схватившим их капитаном. Сегодня пиратам редко противостоят агрессивно, и даже будучи схваченными многие просто были отпущены. Как заметил по этому поводу эксперт по морскому праву Джон Барнетт, с пиратами обращаются с «позиции поймай-и-отпусти, как с форелью (на спортивной рыбалке)».
Например, в мае 2009 португальские вооружённые силы нашли автоматическое оружие, реактивные гранаты и динамит на «материнском» корабле пиратов от которого они отбили немецкий танкер. Португальцы разоружили пиратов и отпустили на свободу.
Канадские силы схватили пиратский корабль в апреле 2009 года, конфисковали оружие и дали пиратам уйти. В апреле 2009 года голландскими силами были освобождены пираты, которые удерживали на корабле заложников. В апреле 2010 морские силы США захватили 11 пиратов, убедились, что они потеряли способность атаковать какой-либо корабль, разгромили их материнское судно, а потом освободили их.
Главная причина всего этого в том, что мы беспокоимся — о правах пиратов. Говорится, что они преступники, а не террористы и, следовательно, должны быть доставлены для суда в гражданский суд. Однако, сбор доказательств в открытом море затруднителен. Пираты часто сбрасывают оружие, видя, что будут схвачены, что бы объявить себя рыбаками. Более того, будучи доставленными в какую-либо страну и не признанными виновными, говорят – они имеют право просить убежища – на основании того, что их собственная страна не является безопасным местом.
США пыталась передать суд над пиратами Кении, однако активисты правозащитных организаций поставили под вопрос справедливость процесса. Один член НАТО пожаловался, что армия не может преследовать пиратов потому, что они преступники, а полиция не может их преследовать потому, что её юрисдикция не распространяется за пределами её страны.
Как я это вижу, с пиратами надо обращаться как с террористами. Они терроризируют невинных граждан: мешая торговле, стреляя людей, как с четырьмя убитыми американцами. Они должны быть должным образом предупреждены не приближаться к кораблям в открытом море – а если они сделают это, они должны быть в курсе, что в них будут стрелять без предупреждения».