Израильский премьер Беньямин Нетаньяху, как и ожидалось, заявил на встрече с Бараком Обамой в Овальном Кабинете Белого Дома, что обсуждать мирное урегулирование, опираясь на требование отхода Израиля к границам 1967 года, не реально. Сегодня совершенно другая демографическая и политическая ситуация, делающая те границы устаревшими, и возврат к ним был бы «не заслуживающим ни малейшей поддержки» перед лицом возможного нападения со стороны арабов.
Как написала испанская газета El Pais, не многие руководители стран мира могут позволить себе так явно разойтись во мнениях с президентом Соединённых Штатов всего через день после произнесения столь значимой речи относительно ближневосточной политики, да ещё в его собственном доме, под прицелом телевизионных камер. Но израильское правительство — это не то, что остальной мир; это брат в стратегии, истории и чувствах Соединённых Штатов, а если так, альянс обоих государств – толстый узел, от которого зависит будущее Ближнего Востока.
Обама знал о будущей реакции уже в момент произнесения речи, в четверг. В тот же день Нетаньяху разговаривал по телефону с Хиллари Клинтон, пытаясь воспрепятствовать включению в речь президента условия о границах 1967 года. Обама проигнорировал намёк, наоборот, добавив слова о необходимости «полного и эшелонированного возврата израильских военных сил» на другой берег реки Иордан. На что Нетаньяху также ответил отказом, сказав: «Израиль должен сохранять своё военное присутствие на всём протяжении Иордана».
Вчерашняя встреча, таким образом, прошла шероховато, «как между друзьями, имеющими разногласия», по выражению Обамы. Нетаньяху же сказал, что не стоило добавлять к условиям мирного урегулирования эту старую мечту о возврате к границам 1967 года: «Израиль хочет мира, и я хочу мира, но для достижения реального и прочного мира надо опираться на реальность».
Можно было бы подумать, что вопрос исчерпан и последняя американская мирная инициатива, задушена, едва появившись на свет. Однако слова Нетаньяху, наряду с возмущением, содержали большую долю прагматизма. Израильский премьер-министр допускает, что с таким союзником, как США можно спорить (особенно когда знаешь, что можешь рассчитывать на хорошую поддержку американского общественного мнения), но его нельзя игнорировать. К своему неудовольствию, Нетаньяху знает, что надо искать взаимопонимания с Обамой, это может занять много времени, но надо попытаться адаптировать его программу к сложившимся реалиям. Он уже заявил о своей расположенности «продолжить работу с Обамой для достижения мира». После встречи, с библейским драматизмом Нетаньяху произнёс: «В этот момент, как премьер-министр Израиля, я чувствую взаимное расположение работать с Вами для достижения мира, который не поставит в опасность наше выживание. Я не имею права на ошибку. История не даст второго шанса еврейскому народу». В понедельник он собирается встретиться с Конгрессом, где и расскажет о деталях своего предложения.
Встреча в пятницу может немного успокоить израильское общественное мнение. Обама сказал, что движение Хамас не может быть участником мирного процесса. «Для Израиля будет сложно вести переговоры, если одна из сторон отрицает само его право на существование. Палестинцы должны ответить на сложные вопросы относительно пакта между ФАТХ и Хамас», — предупредил Обама.
Эта проблема – одна из многих, которые в настоящее время препятствуют диалогу. Среди них и желание палестинцев добиться поддержки США в провозглашении себя государством на сентябрьской Ассамблее ООН. Израиль, со своей стороны, давит на своих партнёров, что бы те проголосовали против. США отказываются, пока Израиль не одобрит начала мирных переговоров. Зависла и проблема с палестинскими беженцами, о которых Нетаньяху сказал на встрече, что их возврат в Израиль однозначно невозможен и не является предметом торга.