Аль Каеда «неспособна расширить свои сети, она изолирована в мусульманском мире, она задушена», — уверяет Жан-Пьер Филю, автор книги «Четыре жизни Аль-Каеды», резюмируя общее мнение экспертов. Четыре столпа, на которых стоит террористическая группа: Пакистан, Аравийский полуостров, Ирак и страны Магреба в Северной Африке.
Влияние в Африке идёт с севера вниз до Алжира, превратившегося в вассала Осамы Бин Ладена в 2007 году. До сих пор, влияние Аль-Каеды не затрагивало более южные районы, так называемый Сахель: узкую полосу с запада на восток через самую широкую часть континента, через пустыню Сахара.
Действующие в пустыне ячейки Аль-Каеды, так называемые «катибы», зарабатывают контрабандой и похищением людей с требованиями выкупа. Например, шесть месяцев назад на севере Мали были похищены двое испанцев. Состав этих банд, руководимых алжирцами, интернационален. Безнаказанность и успешность в своём «бизнесе» воодушевили командира магребского крыла Аль-Каеды, алжирца Абдельмалека Друкдела, попробовать расширить своё влияние на юг, в самую густонаселённую африканскую страну – Нигерию. Половина из 150-милионного населения страны являются мусульманами.
«Мы собираемся помочь вашим сыновьям управляться с оружием и оказать любую помощь – людьми, оружием, боеприпасами и материалами, для того, что бы они могли защитить свой народ и противостоять крестоносцам (христианам)», — заявил самопровозглашённый эмир Друкдел в воззвании «К мусульманам Нигерии», размещённом на исламистском сайте.
Воззвание адресовано нигерийской группе исламистов Боко Харам, чьё имя в переводе с местного наречия буквально означает «западное образование – грех». Более 300 «африканских талибов», включая их командира Мохаммеда Юсуфа, полегло 11 месяцев назад под пулями армии Нигерии, которая почти покончила с этой группировкой. «Таким образом, выжившие обратились с петицией о помощи к эмиру Аль-Каеды», — утверждает исследователь Королевского института Фернандо Рейнарес. Он думает, что именно в ответ на этот зов, и откликнулся Друкдел. Конечно, речь не идёт о вторжении многочисленной и мощной группировки, однако, здесь никогда не было Аль-Каеды, и вооружённые банды представляют опасность для добычи углеводородов, столь важной для развития экономики Нигерии.
Алжирская служба разведки составила список действующих в Сахеле 108 террористов, которых удалось идентифицировать. Предполагается что это – от половины до четверти реального количества бандитов. Среди них 34 марокканца, 21 алжирец, 21 малиец и 14 нигерийцев.
Жан-Пьер Филю, с цитаты которого о невозможности расширения этой организации в мусульманском мире мы начали, говорит, что предложение Друкдела подкрепляет подозрения о том, что Нигерия переместилась на одно из приоритетных мест в планах Аль-Каеды.
Это не первая африканская страна, где пытается расширить своё влияние радикальный ислам.