Геннадий Дегтев: Для достижения конструктивных результатов нужен открытый диалог

Геннадий Дегтев: Для достижения конструктивных результатов нужен открытый диалог

2 ноября в Центральном Доме Журналиста на площадке Союза Журналистов Москвы и Международного Фестиваля СМИ «Золотое Сечение» состоялся пресс завтрак с руководителями государственных структур, общественных организаций и представителями центральных СМИ. Обсуждался острый вопрос: государственные закупки, контроль за качеством исполнения госзаказа, контроль со стороны общественности за распределением бюджета Столицы.

В этой встрече приняли участие руководитель Департамента по конкурентной политике (Тендерный комитет) г. Москвы Геннадий Дегтев, первый заместитель руководителя Департамента Роман Сучков, вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Николай Остарков, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве Владимир Ефимов, председатель комиссии Государственной Думы РФ по законодательному обеспечению противодействия коррупции Алексей Волков.

Формат общения оценили и коллеги журналисты и государственные мужи, признав его удобным, нужным, полезным и эффективным. «Если подобные мероприятия действительно станут регулярными, то диалог представителей государства, бизнеса, общественных организаций и прессы, может стать очень конструктивным и полезным, а вопросы, которые будут обсуждаться, будут более конкретные, и профессиональны, а следовательно, и в большей степени влиять на сам ход процесса оздоровления закупок» — считает Олег Абдрашитов, представитель экспертной сети по вопросам государственного управления. 

В этом году Москва разместила заказов более чем на 400 млр рублей. По словам руководителя Департамента по конкурентной политике Геннадия Дегтева, благодаря уже введенным изменениям в системе госзакупок по городу Москве в этом году удалось сэкономить 40 млрд руб., или 10% от суммы всех совершенных сделок. Кроме того до конца года будет проведено еще около 9 тыс. конкурсов или электронных аукционов. В следующем году на городские нужды планируется выделить около 80 млрд рублей. Контроль за расходованием такой суммы должен быть строгим не только со стороны федеральных ведомств, но и общественных организаций. По словам руководителя столичного департамента, средства пойдут на выполнение первоочередных задач города. По словам Дегтёва, городом выстроена «многоплановая система» закупок, в которую включены все ведомства, так или иначе участвующие в процессе проведения торгов: «Сейчас мы находимся на стадии кардинального перехода, утверждены все госпрограммы на ближайшие 5 лет, соответственно, перед нами стоит задача, чтобы эти приоритеты были реализованы по всем соответствующим направлениям. Поэтому нам кажется, что вопрос общественного контроля за выполнением работ на этой стадии является достаточно ответственным».

Геннадий Дегтев также отметил, что в настоящее время около 90% горзаказа реализуется в форме электронных аукционов через пять электронных площадок. В ближайшее время планируется ввести тестирование на полиграфе для сотрудников всех пяти электронных площадок столицы. Следует отметить, что еще до введения этой меры три площадки из пяти уже протестировали своих сотрудников. «Насколько мне известно, результаты для самих площадок оказались востребованными и полезными», – заметил Г. Дегтев.

В настоящее время проходит много торгов, в которых принимает участие только одна компания либо участников нет вообще. По словам руководителя Федеральной Антимонопольной Службы по Москве В. Ефимова, «только недавно количество компаний начало превышать количество заказчиков».

По словам первого заместителя Департамента по конкурентной политике Р. Сучкова, это связано с тем, что крупные контракты касаются достаточно узкой доли рынка. «На самом деле не так много производителей, которые работают в конкретных сегментах рынка и могут соответствовать тем требованиям, которые устанавливает заказчик. Кроме того производители и поставщики должны быть готовы принять участие в этих торгах. Это связано с потенциально большими затратами для поставщика, и в первую очередь с внесением обеспечения заявки в размере 5 %, а в случае победы на торгах — это внесение 30% финансового обеспечения исполнения контракта. Это очень существенные финансовые вложения и не каждый поставщик может быть к этому готов».

Чтобы избежать возможных потерь бюджета крупные торги (закупки свыше 100 миллионов рублей) проходят предварительную оценку, контроль за которой осуществляется Федеральной Антимонопольной Службой. «Уж сейчас мы можем сказать, что ряд требований к участникам размещения заказа, которые могли бы привести к сокращению количества участников, устраняются предварительно. То есть мы не ждем поступления жалобы, мы фиксируем такие нарушения сразу и сразу их устраняем» — отметил В. Ефимов.

Качество работ, выполняемых по заказу города, также подвергается тщательной проверке. Недобросовестных исполнителей вносят в специальный реестр. В прошлом году в такой реестр попали 17 организаций, в этом году его пополнили еще 205 наименований, при этом только 56 организаций сами отказались от заключения договора, остальные же были внесены из-за низкого качества оказываемых услуг. В перспективе в реестр будут вноситься не только юридические лица, но и фамилии фактических руководителей организаций, попавших в черный список. «Если есть сведения или судебные решения о том, что организация не справляется с заказом, мы должны знать не только ИНН организации, но и всех тех лиц, которые были ответственны за организацию работы и допустили то состояние, которое привело к внесению данной организации в реестр недобросовестных поставщиков», — отметил Г. Дегтев.

Ещё одно нововведение касается непосредственной работы конкурсных комиссий. В этом году в состав комиссий по отбору исполнителей госзаказа были включены 39 независимых экспертов из общественной организации «Деловая Россия». По словам Дёгтева, они могут отследить правомерность результатов госторгов на всех этапах работы, что приведет к более эффективному расходованию бюджетных средств.

Для общественного контроля за реализацией программ развития города на сайте мэрии создан проект «Открытый бюджет». По словам Дёгтева, любой желающий может сравнить реальное финансирование программам с запланированными бюджетом суммами средств: «На этом же сайте размещена вся информация по госзакупкам. В настоящий момент на нём размещено почти 9 тыс. процедур на сумму около 135 млрд рублей. Это серьёзные деньги, которые в ближайшее время будут выноситься на конкурсы и аукционы».

По мнению специалистов, прозрачная схема госзакупок повысит инвестиционную привлекательность Москвы.

Татьяна Волкова