«El Mundo» (Испания), 31 марта 2012.
Цезарь Кайе, 52 лет, называет вещи своими именами. Он искренне говорит, что лёг костьми в своих попытках, и ему уже нечего терять. Как многие предприниматели, он всё поставил на свой бизнес – магазин, торгующий разными товарами. В его случае – на Благополучие. 15 лет назад он создал, как говорят жители: «один из знаковых для квартала магазинов», создал рабочие места – в магазинчике работало 12 человек, и, когда дела пошли плохо, он закрыл все двери. Кран перекрыт.
Ни кредитов государственного Института официального кредита, ни отсрочек социальных платежей. Ничего. День за днём он видел, что торговля с каждым разом приносит меньше. До 30% падения продаж за последние три года. «Я пережил уже три кризиса, но ни одного как этот», — рассказывает Цезарь с улицы Лопес де Хойос, где находится его магазин и где все с нежностью с ним здороваются.
Его фасад превратился в самый известный в районе и почти во всём Мадриде. «Приходят люди из других районов и поддерживают нас», — говорит предприниматель. Над витриной он повесил огромную вывеску, на которой иронично благодарит «виновных» в той драматической ситуации, в которой находится его страна, в которой 5,2 миллиона безработных: «Спасибо испанской двухпартийности; политической коррупции и бывшим руководителям за их пожизненные пенсии; Испанской конфедерации предпринимательских организаций за уничтожение рабочих мест; профсоюзам за то, что ничего не делают; спасибо за урезание прав граждан…»
Не спасают от пожара и банки, говорит и другой предприниматель, пришедший на пикет. «Я не понимаю кредитов Института официального кредита предприятиям. Как может быть, что в рекламе говорят о 3% банковской комиссии, а затем выходит 7%, вдвое больше?», — спрашивает он с возмущением. «Малому бизнесу нет ни защиты, ни помощи».
После того как предприниматель вывесил плакат на своём предприятии в 900 квадратных метров, продажи «ужасно выросли». Скидки от 20 до 70% на все виды товаров. Потому что «Чай с лимоном» — это не просто большой магазин. Около 10 000 наименований: игрушки, кофеварки, духи, картины, часы, шкафы, лампы, цветы, растения, предметы декора…
«Прибыль почти нулевая, иногда и в минус», говорит хозяин, который сейчас, перед тем как закрыться, имеет суперконкурентные цены в квартале. Даже китайцы, которые уже сделали ему несколько предложений об аренде его помещения, привыкли захаживать сюда посмотреть торговлю. Но Цезарь хочет продать. А также свой дом очень неподалёку от магазина.
«Сегодня невозможно поддерживать торговлю, если делаешь всё по правилам», — объясняет Цезарь, который говорит, что объём бизнеса ( в некоторые дни он опускался ниже 1500 евро по счетам) делает его нежизнеспособным. «Работники понимают, что мы сделали всё, что могли сделать; уже не ясно с зарплатой для всех и банки не открывают краны», — уверяет предприниматель, который считает себя таким же работником.
«Восемь остались без работы, и двое из них – мои сыновья, если они захотят уехать за границу, мы уедем с ними, а если нет – когда мы их увидим?», — спрашивает Цезарь с покорностью. Хотя он сознаёт, что и за Пиренеями нет выхода. «У меня дочь в Голландии, зарабатывает тысячу евро, только чтобы выжить».
«Мы всё испробовали, но больше поддерживать это невозможно», — говорит двадцатишестилетний Давид, один из работников, который объяснил, что на предприятии все «как большая семья». «Мы увеличили число рабочих часов, сделали скидки, но ничего», — говорит Давид, который только что обзавёлся ребёнком и видит впереди только пособие по безработице. «Попытаюсь найти что-нибудь, чему учился, я учитель физкультуры, но это будет сложно».