Президент Соединённых Штатов Барак Обама сказал Ирану, что Вашингтон принял бы мирную ядерную программу страны, если бы её верховный лидер аятолла Али Хаменеи продемонстрировал, что может поддержать публичное заявление, в котором уверяется, что Тегеран «никогда не попытается сделать ядерное оружие».
Послание Обамы было передано через турецкого премьер-министра Тайипа Эрдогана, который на прошлой неделе посетил Хаменеи. За несколько дней до поездки в Иран Эрдоган имел двухчасовую встречу в Сеуле с Обамой, на которой они обсудили текст послания иранскому верховному лидеру в отношении ядерной программы этой страны и в отношении Сирии.
Как написала газета «TheWashingtonPost», Обама сказал Эрдогану, что иранцы должны осознавать, что с каждым разом остаётся всё меньше времени для мирного решения и что Тегеран должен использовать преимущества настоящей возможности для переговоров.
Заявление Хаменеи, на которое отреагировал Обама, прозвучало 22 февраля, в нём иранский лидер подтвердил, что Иран никогда не намеревался создать ядерное оружие и никогда не попытается этого сделать. «Нет сомнения, что лидеры стран, противостоящих Ирану, хорошо знают, что мы не собираемся сделать атомное оружие, так как Исламская Республика, по религиозным мотивам, считает, что владение ядерным оружием является тяжким прегрешением, и верит, что распространение этого вида оружия бессмысленно и является разрушительным и опасным»,- заявил он.
Доказательством того, что Эрдоган исполняет роль посредника, является и то, что он имел переговоры с Обамой, и то, что в поездке в Иран его сопровождал глава турецкой службы разведки Хакан Фидан.
Фидан тесно связан с генеральным секретарём Армии Кудс Ирана Хассемом Сулеймани, одним из самых близких советников Хаменеи в сфере безопасности. Вместе с ними в поездке был министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, который в четверг заверил, что нет возможности для того, чтобы Иран противоречил заявлениям Хаменеи относительно производства ядерного оружия в стране.
Давутоглу сказал, что Турция поддерживает право Ирана продолжать свою ядерную программу до тех пор, пока она будет преследовать исключительно мирные цели, и высказался за переговоры между Тегераном и группой «5+1», состоящей из России, Соединённых Штатов, Китая, Франции, Великобритании и Германии, относительно этой программы.