Отчёт ООН говорит о хрупком прогрессе в борьбе со СПИД-ом.

Сейчас заражается СПИД-ом меньшее число людей, чем на пике эпидемии, но прогресс очень невелик и хрупок, сказало агентство ООН по борьбе со СПИД-ом (UNaids) в прошедший вторник.

В своём новом отчёте по эпидемии, UNaids сказало о том, что 2,6 миллиона людей заразились вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) за 2009 год, что почти на 20 процентов меньше, чем за 1999 год, который до сих пор остаётся рекордным.

Но этот прогресс – точечный. Около 25 стран улучшили профилактику, в том числе и некоторые страны Северной Африки, с их поднебесно-высоким уровнем заражённости населения.

Южная Африка, где самая худшая по миру эпидемиологическая обстановка, стала быстро продвигаться в сторону положительных изменений со сменой власти. Прежний президент  Табо Мбеки был противником распространения лекарств против СПИД. Нынешний – Жакоб Зума, наоборот, старается подвигнуть африканцев обращать внимание на своё здоровье, он публично сдал тест на СПИД и поторопил сограждан последовать его примеру.

Особенно хорош прогресс в предотвращении передачи СПИД от заражённых матерей к детям при грудном вскармливании. «Мы имеем 50-процентное сокращение инфицирования среди молодых людей в Южной Африке, что является огромным резервом», — сказал в интервью на этой неделе Мишель Сидибе, исполнительный директор UNaids. Говоря о причинах прогресса он сказал и об изменении во взглядах родителей на половое воспитание детей, и о том, что меньше людей в ЮАР сейчас ночуют где придётся. Кроме того, он подчеркнул: «В 59 странах, в которых мы проводили опросы, только 25 процентов людей сказало, что имело более одного партнёра за последний год. И это большой сдвиг».

Но есть страны, где положение ухудшилось, особенно это касается Восточной Европы и Центральной Азии, где эпидемия концентрируется вокруг героин-зависимых наркоманов и их сексуальных партнёров. Героин стал распространяется новыми путями — по Афганистану и юго-восточной Азии , что сразу повысило число инфицированных в странах, которые ранее редко сталкивались с ВИЧ-инфекцией. И здесь нет исключений. В Иране, сказал Сидибе, он сопровождал женщину в чадре, которая несла презервативы в местную тюрьму.

«Я был поражён!», — сказал Мишель Сидибе. «В Иране, тюрьмы имеют одни из самых прогрессивных программ. Там используют метадон, там распростаняют презервативы. Они даже организуют визиты супруги к заключённым – пять часов в в приватной комнате со своей женой, каждые три месяца. С презервативами».

На фронте борьбы со СПИД-ом есть и хорошие, и плохие новости. Около 5,2 миллионов человек получают антиретровирусную терапию – больше, чем когда-либо раньше, благодаря многонациональному «Глобальному Фонду борьбы со СПИД-ом, туберкулёзом и малярией». Но ещё 10 миллионов до сих пор нуждаются в немедленном лечении и, навряд ли, денег благотворительных организаций хватит, что бы сохранить их жизнь. К тому же, некоторые из пациентов не восприимчивы к лекарствам первой линии терапии, а более дорогая терапия второго и третьего поколения пока не может распространяться из-за нехватки средств.

Прошло около 30 лет с начала этой эпидемии, около 33,3 миллионов человек живут с вирусом иммунодефицита. Эта цифра никогда не была столь высокой, и она будет расти из-за того, что к тем, кто борется с болезнью с помощью терапии, присоединяются вновь заражённые. Но маленький шаг в борьбе мы сделали. Медленно, но человечество начало побеждать СПИД: в предыдущем докладе UNaids говорилось о том, что на каждые 100 лечащихся от СПИД, каждый год заражалось 250 человек. В этом году впервые это соотношение: на 100 лечащихся — 200 вновь заражённых.