Где учить детей?

Согласно последнему международному обзору уровня образования в 65 странах мира, подростки Шанхая показали себя самыми хорошо образованными детьми.

Результаты Программы Международной Оценки Учащихся (Program for International Student Assessment – PISA) серьёзно обеспокоили министерства образования ведущих западных стран. Как высказался государственный секретарь по образованию США – стали «призывом проснуться».

Программа PISA, проводимая Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию, чья штаб-квартира находится в Париже, является набором стандартных тестов, которые оценивают навыки чтения, знание математики и других наук. Они задуманы для сравнения различных образовательных систем по всему миру и проводятся один раз в три года. В последний раз ею были охвачены полмиллиона учащихся 15ти лет в 65 странах мира.

В своих комментариях результатов тестов генеральный секретарь организации по экономическому сотрудничеству Анхель Гурриа сказал, что «они показывают то, что традиционный образ разделения мира на богатые страны с хорошим образованием и бедные страны – с плохим, безнадёжно устарел»                 .

Ученики Великобритании показали худшие результаты, чем их сверстники в Эстонии и Словении. На что министр образования страны  пообещал изучить и сделать более суровой систему экзаменов, вплоть до использования тестов из Китая и Южной Кореи – «наций, являющихся молодыми тиграми в образовании», сказал мистер Гоув. «PISA показала, что нам нужно срочно реформировать нашу школьную систему. Мы должны изучать опыт тех, кто более успешен в области образования». Министр школ Великобритании Ник Гибб, в чьей зоне ответственности находится начальное образование, заострил внимание на том, что почти 40 процентов учеников в Англии не читают для собственного удовольствия. Разница между ними и теми, кто читает, как минимум 30 минут в день, была равна одному году школы.

Германия испытала некоторое облегчение, обзор показал некоторый прогресс за последние годы, но, как сказала пресс-секретарь правительственного комитета по образованию: «Германия улучшила свою позицию с «ужасной» до «приемлемой» — мы удовлетворены хотя бы тем, что наблюдается тенденция вверх».

Министр по образованию Франции сказал, что страна показывает стабильные средние результаты по сравнению с прошлыми исследованиями. Он сделал особенное ударение на двух слабых точках во французском образовании. Первое – поляризация: французская система не может увеличить число «отличников», в то время как число неуспевающих растёт. Второе – значительное влияние социальной среды ребёнка на его школьные успехи.

Финские и южнокорейские ученики обогнали учащихся Соединённых Штатов и в чтении, и в математике, и в науках, что вызвало горькие слова секретаря по образованию Арна Дункана: «Мы можем препираться или принять жестокую правду, что мы необразованны».

Результаты тестирования оцениваются баллами, средний балл – 500. Две трети учащихся стран, участвующих в программе, имеют уровень между 400 и 600 баллами.

По математике школьники Шанхая обошли всех, в том числе школьников Сингапура, который рассматривается как звезда в области образования. В этом году средний уровень шанхайских учеников был – 600, сингапурских – 562, немецких – 513.

Тесты PISA положительно оцениваются даже противниками тестирований. Так эксперт по образованию из Великобритании Уорвик Манселл, автор книги «Образование в цифрах», критикующий «тиранию тестов» в школе, сказал, что экзамены PISA проверяют понимание концепций, а не только голые заученные знания.

Доклад о результатах обзора знаний говорит и об общих для всех стран тенденциях: девочки читают лучше мальчиков – и этот разрыв продолжает увеличиваться с 2000 года. Также он делает вывод о том, что лучшими показали себя образовательные системы, где студентам дают одинаковые знания без разделения по социальному происхождению.