Восточно-Сибирский нефтепровод открыл России новые возможности

В новом, 2011 году, Россия начала перекачку нефти в Китай по Восточно-Сибирскому нефтепроводу. Ожидается, что объём транспортировки уже в январе достигнет 1,3 миллиона тонн. Начало работы в субботу подтвердил  представитель «Транснефти» Игорь Дёмин.

Восточносибирско-Тихоокеанский трубопровод (ВСТО) открывает России доступ на самый крупный рынок покупателей нефти. На сегодня Россия является крупнейшим поставщиком сырой нефти в мире. Однако сеть нефтепроводов общей длиной 50 000 километров сосредоточена в основном в Западной Сибири.

Согласно окончательному графику поставок и транзита сырой нефти, в январе-марте 2011 года Россия перекачает в Китай по ВСТО 3,68 миллиона тонн непереработанной нефти. Как говорит Китайская нефтепроводная компания: «Согласно нашим планам, вводная мощность [ВСТО] составляет 2100 кубических метров в час, что эквивалентно 43000 тонн в день. Это то, что мы будем вскоре иметь». Годовым планом предусмотрена транспортировка 15 миллионов тонн. Многие участники рынка прогнозируют, что это удвоит российский экспорт в Китай, который за первые 10 месяцев 2010 года составлял 12,8 миллиона тонн.

Первая часть трубопровода была построена в обход озера Байкал, откуда нефть доставлялась железной дорогой в порт Козьмино для дальнейшей перевозки морем. В субботу, 1 января, нефть впервые была доставлена по новому участку трубопровода от российского Сковородино в китайский Дацинг. В 2013 году, когда будет закончено строительство второй очереди, длина которой составит 4070 км, это будет самый длинный нефтепровод в мире.

Российская компания «Роснефть», после покупки большей части «Юкоса», отправляла нефть в Китай по железной дороге. Этот процесс «покупки-продажи» был субсидирован китайской стороной, ссудившей 6 миллиардов долларов на его осуществление, что в реальности вылилось в стоимость 17 долларов США за один баррель. На таких условиях было продано 48,4 миллиона тонн нефти. Срок действия этого контракта истёк в этом году, и «Роснефть» решила не продлять его из-за чрезвычайно низкой цены.