Китай начинает эру новой дипломатии в Европе. Пекин подтвердил своё намерение выкупать государственные долги своих важнейших европейских коммерческих партнёров.
В прошедший вторник с Испании начался визит вице-премьера КНР Ли Кэцяня в Европу. Далее он посетил Германию и Великобританию. Вояж китайского политика был воспринят как желание второй по масштабам мировой экономики выказать интерес к укреплению и без того тесных отношений со Старым Светом. Пекин приехал с распахнутыми объятиями, но и с требованиями за пазухой. Кроме того, вояж состоялся в очень деликатный момент – Европа больше других сторон света пострадала от кризиса, евро ослаб, рынки неспокойны.
Немецкая газета “Süddeutsche Zeitung” процитировала слова Ли, которому прочат пост премьер-министра в 2013 году: «Двери Китая всегда открыты для мира, и развитие Китая предоставит огромные возможности для сотрудничества для всех европейских стран. Поддержка Китаем мер финансовой стабилизации Европейского Союза и его помощь определённым странам противостоять кризису государственного долга способствует дальнейшему экономическому восстановлению».
За словами последовали и дела. В Мадриде вице-премьер Китая заявил о намерении приобретения бумаг испанского государственного долга в объёмах, равных сумме долгов Греции и Португалии, точнее – на 6 миллиардов евро. Это говорит о желании азиатского гиганта дивесифицировать свои инвестиции, особенно зависящие от Соединённых Штатов. Китай имеет самый большой валютный резерв в мире – 2,64 триллиона долларов, большая часть из которых – около 907 000 миллионов долларов, размещена в кредитных обязательствах Казначейства США.
Кроме этого, за время пребывания в Испании были подписаны двусторонние контракты на 5 650 миллионов евро. Конечно, со стороны Китая в спасении испанской и европейской экономики есть свой интерес. По мнению аналитиков, стабильность европейской экономики сама по себе выгодна этой азиатской стране, для которой США является на данный момент главным покупателем экспорта, от которого зависит добрая половина китайской экономики.
Кроме этого, Китай озабочен ростом европейского протекционизма и хочет от Евросоюза признания себя в качестве полноправного члена экономического рынка. Это сделало бы Китай менее зависимым от антидемпинговых процедур, предусмотренных правилами Всемирной Торговой Организации. Вдобавок он ожидает снятия ограничений на экспорт в Китай высокотехнологичной продукции и конец эмбарго на оружие, введённого после событий 1989 года на площади Тянанмень.
Кризис и европейский голод на прямые зарубежные инвестиции, которые создали бы рабочие места, подготовили идеальные условия для китайских компаний-гигантов, получивших в последние годы недвусмысленные инструкции от своего правительства по усилению присутствия в мире и внедрению на зарубежные рынки.
Ли Кэцян протянул Европе крепкую финансовую руку, в обмен на улучшение экономических условий в технологии и на открытых рынках. Меньше говорилось в ходе встреч о политических требованиях – о европейской критике ситуации с правами человека в Китае и поддержке тибетского лидера Далай Ламы, но и они присутствуют в том же пакете условий.
Во время субботнего интервью вице-премьера с канцлером ФРГ, состоявшегося перед встречей Ли с представителями немецкой промышленности, Ангела Меркель подняла перед Ли вопрос о правах человека; кроме того, немецкое правительство попросило Китай пересмотреть решение об ограничении экспорта редкоземельных минералов, столь необходимых для высокотехнологичных производств.