Лондон просят вмешаться в дело солдата Маннинга, обвиняемого в США в передаче секретных файлов порталу WikiLeaks. Мать Маннинга была рождена в Уэльсе, поэтому он может претендовать на двойное гражданство и защиту правительства Кэмерона.
Запрос сделан неправительственной организацией «Международная Амнистия», которая хочет расследовать, не применяется ли к молодому человеку – бывшему служащему военной разведки армии США, пыток.
В то время как Джулиан Ассанж находится в Великобритании под домашним арестом, Маннинг содержится в одиночной камере тюрьмы на базе морских пехотинцев «Куантико», в Вирджинии. По словам его адвоката Дэвида Комбса, 23 часа в сутки он находится в полной изоляции, в камере только кровать с одеялом, на которой он лежит большую часть времени, нет подушки, абсолютно все вещи личного пользования запрещены. Невозможно выполнение каких-либо физических упражнений, заснуть также невозможно, так как каждые пять минут он обязан отвечать на вопросы охраны из-за двери. Охранники имеют право разбудить его в любой момент и ночью, без острой необходимости, просто — если сочтут, что это надо сделать.
«Международная Амнистия» апеллирует к тому, что Маннинг по закону может рассчитывать на двойное гражданство. Но даже если Великобритания и не признает его своим гражданином, организация говорит, что достаточно было бы, чтобы Лондон открыл расследование с целью смягчения условий содержания молодого человека в тюрьме США.
Наказание, которому подвергается Маннинг такое же, как применяется к убившим полицейского или охранника тюрьмы. В таких же условиях содержались в худшие времена Холодной войны те, кого обвинили в передаче американских секретов Советскому Союзу. Один час вне камеры (не регулярно), никакого общения, кроме охраны. Ни в одном регламенте не записано, что в одиночке такого заключённого не должно быть книг или телевизора, а на кровати должен лежать один матрас. Однако руководство тюрьмы имеет широкие возможности для ужесточения режима «из соображений безопасности и/ или дисциплины». В США есть заключённые, проведшие в таком режиме не только годы, но десятилетия. Согласно исследованиям медиков, достаточно нескольких месяцев, чтобы у человека начались изменения личности, иногда – необратимые.
Если правда то, что говорят о Маннинге, чрезвычайно любопытно, почему в его случае это наказание предшествует обвинению, поскольку до сих пор солдат не является объектом никакого приговора.
С другой стороны, бросается в глаза небрежность WikiLeaks: пообещав взять на себя возможные расходы на судебную защиту Маннинга, многие месяцы они ничего не говорили о нём. Наконец, поступил благотворительный взнос в 15 000 долларов. Для покрытия защиты не хватает ещё 100 000.
WikiLeaks не платит за информацию? В одном из своих публичных выступлений Джулиан Ассанж лично сказал, что Брэдли Маннинг был бы «героем, не имеющим себе равных», если это действительно он стоит за массивной утечкой секретной информации, фактически, ни подтвердив, ни опровергнув обвинений. Что это – поддержка или предательство? Не перестаёт удивлять контраст общественного внимания, которое получает травля Ассанжа и куда более серьёзные проблемы Маннинга.
Что ещё не очень ясно в том, что произошло. Версия героического хакера, решившего вытащить на свет постыдные секреты своей родины, довольно резко контрастирует с тем, что можно было ожидать от рядового военной разведки, что подкрепляется характеристикой Маннинга, как психически разбалансированной личности со сложным прогнозом. Догадки коллег подтвердил медицинский рапорт, не советовавший направлять в Ирак кого-либо в столь нестабильном состоянии. Командование поблагодарило за совет, но из-за нехватки солдат в наземной разведке оставило его без внимания. И вот результат.