Сегодня, 8 марта, Европейская Комиссия отмечает День Работающей Женщины провозглашением новой активной и где-то даже угрожающей, инициативы. Вивиан Реддинг даёт один год предприятиям – лидерам экономики на включение в свои управленческие советы большего числа женщин, или им придётся столкнуться с введением регулируемых квот.
В странах Европейского Союза в советы директоров предприятий входят едва ли 12% женщин, причём во многих странах, особенно в южной и восточной Европе, ещё меньше. Многие европейские правительства уже задумались над законодательным установлением квот для бизнеса на присутствие женщин в руководстве. В Испании, где в управлении предприятий всего 8% женщин, правительством Сапатеро уже дано начало проработке шагов в этом направлении. За эту идею уже высказались Дэвид Кэмерон и Ангела Меркель. Британский премьер министр сказал, что целью его правительства является достижение соотношения в 25% к 2015 году. Меркель же ограничилась призывом к компаниям «быть креативными», иначе – вмешается правительство.
Однако не стоит забывать об уже имеющемся опыте. В Норвегии, где квоты на число «женских» кресел в управлении введены, число женщин у руководства не увеличилось.
Комиссар Еврокомиссии по юстиции и фундаментальным правам Реддинг, сформировала группу, куда вошли представители таких предприятий, как банк «Dexia», косметической компании «Guerlain» и химического гиганта BASF и других. Целью группы является продвижение идеи саморегуляции и, на настоящий момент, группа объявила символической целью формирование в текущем десятилетии совета директоров своих предприятий, состоящего на 40% из женщин.
Если к следующему 8 марта не будут замечены подвижки, еврокомиссар предложила ввести механизм, который позволил бы контролировать и даже применять санкции к крупнейшим предприятиям рынка. В заявлении для прессы Реддинг, вместе с Иржи Безеком – президентом Европейского Парламента, напомнили, что «женщины – это выгодно». Согласно докладу Goldman Sachs, если ЕС смягчит различия между женщинами и мужчинами на рынке труда и в оплате труда, европейский валовой внутренний продукт вырастет на 13%. По результатам другого исследования, проведённого консалтинговым агентством McKinsey, компании со смешанным составом управления имеют на 56% прибылей больше, чем те, что управляются только мужчинами.
Разбалансированность в составе именно управленческих кадров, в большей части случаев связана с семейными ролями, на что Еврокомиссия не может повлиять в большой мере. По данным Евростата, в благополучной, относительно других частей света, Европе заработок матерей на 11,5% ниже заработка женщин, не имеющих детей. В то время как заработки отцов на 8,5% превышают заработки бездетных мужчин, что вполне логично с точки зрения возраста и рабочего опыта.
Что не ново, так это то, что сам Европейский Союз, как организация, дальше всех от им же рисуемых идеалов. После последнего кадрового обновления, впервые в истории, в Европейском Центробанке нет ни одной женщины в высшем управленческом эшелоне. В Совете Европы только три женщины: Ангела Меркель и две её коллеги – из Финляндии и Словакии. Правда, как говорят, одна Меркель стоит всех остальных членов совета – мужчин, вместе взятых.