Разрешите мне, педагогу, высказаться о том, о чём сейчас так много говорят с общественных трибун и что чрезвычайно волнует меня также: школа!
Вся моя жизнь связана с ней: училась, учила, внучка учится, дочка учитель.
Увы ! – мало приятных эмоций вызывает это детское заведение в нашей семье сегодня. И вот почему…
Школа внучки
Каждое моё утро начинается с телефонного звонка: пора вставать, Сонюшка!
Знаю: вчера допоздна внучка математику «долбила» вместе с мамой, не высыпается. Идёт в школу мрачная: как бы двойки не поставили в триместре ! А ещё она голодная: с утра плохо ест, а в столовую можно лишь после 3 урока. Между прочим, кормят там дорого и невкусно, а с собой приносить запрещают: осенью были отравления (и соответствующие долгие бесплодные расследования). 6 дней внучка учится, отсыпаться и в бассейн, например, сходить некогда – домашние задания съедают весь временной лимит. Не думайте, что ребёнок туповат – на арфе играет, в кино сниматься пригласили.
Школа, где я училась
50 лет назад и я по математике страдала. Переживала, нахватав двоек, прятала дневник. Всё раскрылось – в результате год посещала дополнительные, до сих пор считаю в уме быстрее многих. И до сих пор в моей памяти – доброе круглое лицо нашего Синуса, старенького учителя, сумевшего подвигнуть меня на добровольное усиленное учение – а ведь я всегда занята была «под завязку» многочисленными своими хобби!
Школа, где я стала учителем
Как много приходилось там «вкалывать»! И как много «вкалывалось» — вкладывалось, конечно,- в нас, учителей 528-й гимназии Невского района Санкт-Петербурга! С большой благодарностью вспоминаю тёплый круг коллег и учеников на турслётах, конференциях, «мозговых штурмах»…В жизни, конечно, бывало всякое. Однажды ко мне на урок пришло начальство – все уроки считались открытыми для всех желающих. А я, представьте, опоздала. Потом растерялась. Потом рассердилась – в общем, вела себя неадекватно. Незабвенная наша Наталья Яковлевна Коростылёва (она рано «сгорела» на своём многотрудном посту) лишь внимательно вгляделась в меня и тихо молвила: «Такого больше не должно быть». Будто угадала: в тот день у меня произошла некая личная драма.
Школа, где учит моя дочь
Её старшеклассники не вспоминают про ГИА, ЕГЭ – это учащиеся профессиональной системы обучения. У таких детей мало перспектив ликвидировать пробелы в знаниях, зато много шансов стать безработными…Дочке жаль несмышлёнышей – но что может сделать для них она? Их семьи (большей частью матери-одиночки) живут очень небогато и ждут — не дождутся их материальной самостоятельности. Какие уж там психологи , какие институты- университеты !
Школа, из которой меня «ушли»
Сразу, как только представился повод, не вспомнив про моё старание, не поблагодарив за многолетний труд, вообще не попрощавшись — зато хорошенько обсчитав напоследок (согласно ответу Инспекции комитета по образованию, почти на 3 тысячи рублей; в 2007 году у меня пенсия была такая). Выбросили и забыли: сокращение нагрузки планировалось, так вышли из щекотливой ситуации. Не подумайте про меня чего плохого! Не с одной мною так в 529-й обошлись.
А тем временем в школах Финляндии…
Почитайте или съездите и полюбуйтесь сами: учат бесплатно – в любой деревне, на любом уровне (в классе 2 учителя, в школе психолог), высшее образование бесплатно, и даже для иностранцев (стипендию дают!!!), питание, экскурсии, кружки по интересам – всё бесплатно. У них там что, нефтяные фонтаны бьют? Нет, у них страна заботится о детях и не лжёт, когда отчитывается об этом перед населением .
Конечно, финны добились успехов не в один миг. Но значит, такое возможно? Не требуется придумывать никаких особых новшеств – а только учить, кормить, заботиться? Не перекладывать заботы об учёбе на плечи семьи?
И не лгать самим себе о каком-то прогрессе, о любви к детям и уважении к учителям…
Людмила Гнедовская, учитель русского языка и литературы высшей категории, до сих пор любящая свой предмет и детей