Работы на АЭС «Фукушима-1» продолжаются

В то время как рабочие на станции «Фукушима-1» продолжают попытки заделать трещину в бетонной обшивке реактора номер 2, через которую радиоактивное загрязнение попадает в море, обнаружился ещё один трагический факт — найдены тела двух операторов станции, числившихся пропавшими с 17 марта. Как сообщило агентство Киодо со ссылкой на Токийскую электрическую компанию, они были найдены во внутренних помещениях станции.

Эта трагедия ещё раз напоминает, какой опасности подвергаются люди, пытающиеся остановить или хотя бы затормозить катастрофу. Рабочие станции, подвергающиеся огромному риску, стали настоящими героями в японском обществе. После того как провалились попытки TEPCO зацементировать обнаруженную в субботу брешь, техники попытаются закрыть её порошком полимера, который обладает огромной впитывающей способностью. Официальные власти Японии признали, что «речь идёт о месяцах», прежде чем удастся восстановить контроль над радиоактивностью, которая исходит от АЭС.

С этого момента и будущее состояния здоровья работающих на АЭС отслеживается учёными, которые пытаются прояснить постоянное воздействие на организм низких доз облучения: как минимум, у 21 оператора, работавшего в эти дни на «Фукушима-1», было зафиксировано ускорение ритма изменений в ДНК из-за облучения. Об этом в субботу сказало МАГАТЭ, наряду с первым сообщением о числе рабочих, уже получивших дозу облучения, превышающую 100 милизиверт (mSv) — порогового значения, после которого однозначно признано влияние облучения на здоровье.

По словам экспертов, риск того, что эти 21 человек на протяжении жизни заболеют онкологическими заболеваниями – выше на 1-5% по сравнению с необлучёнными людьми. Профессор Барселонского университета Франсиск  Баркинеро, биолог и международный эксперт по радиобиологии, сотрудничающий с МАГАТЭ , сказал: «Прямо сейчас, в их крови уже может определяться рост модификаций ДНК. Они нуждаются в интенсивном наблюдении для того, чтобы увидеть, во что это разовьётся на протяжении лет и десятилетий».

Изменения в ДНК – естественный процесс: в здоровом человеческом организме это происходит в одной или двух клетках на каждые 2000. После получения дозы в 100 mSv, организм ускоряет этот процесс в пять раз: производит от 5 до 10 клеток с изменениями в генном коде на каждые 2000. Клетки, имеющие эти нарушения после радиоактивного облучения склонны к ошибке: они делятся, повторяя генетический код с небольшими нарушениями, что может провоцировать канцерогенный процесс. В этих случаях болезнь может развиться через 5-10 лет по мере роста концентрации таких клеток.

Ситуация с работниками станции иллюстрирует то, как радиоактивность воздействует на организм: внутри организма свободная энергия радиоактивных атомов нарушает нормальную работу клеток. Есть единственное явление, которое может быть измерено. Последствия от получения однажды этой энергий балансируют между возможностью и неопределённостью до того момента, пока не будут раскрыты другие типы воздействия низких доз радиоактивности на организм, до сих пор неизвестные. «Мы знаем только то, что смогли изучить в основном на переживших Хиросиму и Нагасаки, и Чернобыль. И сейчас.. то, что случилось с персоналом, работающим на Фукушиме», — сказал Баркинеро.

Японская полиция обнародовала новые цифры жертв природной катастрофы. Число погибших – 12 009 человек, пропавшими остаются 15 472.

В воскресенье – третий день совместной операции властей Японии и США по поиску тел погибших в наиболее разрушенных зонах. К субботней ночи их было обнаружено 66. Ситуация во многих городах на северо-востоке страны продолжает оставаться драматичной. Власти Минами Санрики, одного из наиболее пострадавших от землетрясения, эвакуируют в другие населённые пункты 1100 человек. Более 9400 жителей находятся в импровизированных убежищах в самом городке.