Президент Румынии Траян Бэсеску подтвердил Италии своё предложение принять 200 тунисских беженцев, как написали в понедельник румынские газеты.
Басеску заявил, что так Румыния отвечает на призыв итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони ко всему Европейскому Союзу. Он добавил, что эта балканская страна располагает 430 местами в центрах для размещения беженцев, хотя и уточнил, что не может занять их все выходцами из Туниса, «поскольку Румыния тоже имеет проблемы».
Тысячи иммигрантов из Северной Африки, главным образом – Туниса и Ливии, прибыли за последние месяцы на побережье Италии, убегая от политического кризиса и нестабильности. Итальянское правительство было шокировано размахом иммиграции и просило помощи у ЕС, что спровоцировало рост напряжённости в отношениях с европейскими партнёрами и соседями, особенно с Францией.
Рим обвинил Париж в отмене железнодорожного сообщения между приграничными городами в воскресенье. К понедельнику сообщение было вновь открыто, хотя европейский парламент не увидел в действиях французской стороны чего-либо неправомочного.
Комиссар по внутриевропейской политике Сесилия Мальмстром сказала, что нет никакой опасности в этих действиях для «Европы без границ» и подтвердила, что в соответствии с Шенгенским соглашением Франция может временно перекрывать движение поездов «по причинам общественного порядка». Более того, свои намерения Париж сообщил письмом, где ясно сослался на иммигрантов из Туниса, избравших железнодорожный транспорт для следования во Францию.
В дальнейшем евро комиссар предложила двум странам самим решить свои приграничные проблемы с тунисскими иммигрантами, не привлекая институты ЕС.
Мальмстром сказала и о появившихся в печати слухах о том, что меры Бельгия и Голландия усилили в своих аэропортах меры пограничного контроля пассажиров, прибывающих из Италии. По её словам, ни одна из стран не сообщила об этом в Европарламент. Кроме того, всё это не значит «конца Шенгена». Страны имеют право сами регулировать усложнение или упрощение прохождения контроля, руководствуясь внутренними обстоятельствами. Испания, например, замораживала действие договора на неделю в 2004 году, во время торжеств по поводу свадьбы наследного принца.