Преподобный Терри Джонс побывал под краткосрочным арестом в пятницу, после того как суд штата Мичиган признал, что планирующаяся в этот день вокруг самой большой в Соединённых Штатах мечети демонстрация протеста может спровоцировать волну насилия. Джонс и самый страстный его последователь Уэйн Сапп могли быть освобождены после внесения залога в один доллар каждый. Преподобный был взят под стражу после того, как отказался вносить сумму, определённую судьёй Марком Соммерсом, который также наложил запрет на появление в ближайшие три года Терри Джонса и Саппа вблизи мечети.
Суд руководствовался законом 1846 года, требующим «приведения в мирные границы» людей, представляющих риск для общественного порядка. Джонс планировал свою акцию в глубоко-мусульманском пригороде Детройта, где, по его словам, практикуется «радикальный ислам». Он осудил местные власти за запрет его демонстрации, назвав эти действия ограничением своего права на свободу слова.
На суде он представлял себя сам, без адвоката. «Первая Поправка [к Конституции] действует только если нам позволено говорить то, что может не понравиться другим. В ином случае, нам не нужна Первая Поправка», — сказал Джонс в пятницу, требуя права на проведение митинга.
По словам полицейских Дирборна, вечером того же дня однодолларовый залог был внесён в казну, и Джонса препроводили домой.
Однодневное судебное заседание транслировалось вживую по интернету и вызвало огромную полемику о том, возможно ли ограничивать свободу слова в обмен на общественную безопасность?
Джонс просил у властей Дирборна разрешения стоять вместе с Саппом на общественной земле напротив мечети в знак протеста, как он сказал, «против радикальных элементов» в исламе.
Полиция города сказала в суде, что протест состоится во время, когда и мечеть, и расположенные рядом церкви будут заполнены тысячами прихожан, так как акция планировалась на Страстную Пятницу. Кроме того, к акции могли присоединиться не менее 10 000 немусульман, в том числе «склонные к насилию молодые люди». По подсчётам полиции, меры на охрану порядка вокруг демонстрантов могли вылиться в 46 000 долларов США. Представители городских властей предложили взамен организовать «зону для свободы слова» — где-нибудь подальше от городских построек.
Священник, одетый в суде в потёртую кожаную куртку и футболку «Harley Davidson», сказал, что установление подобных «свободных зон» — выглядит не по-американски. «Свобода слова не имеет свободных зон, — сказал он суду. – Эта «зона свободы слова» появится в Калифорнии и пойдёт по всей Америке».
Обвинители обрисовали Джонса как человека, пекущегося только о своих интересах, «завернувшегося» в эту Первую Поправку. Помощник прокурора сказал: «Всё не так просто. Только то, что существует право первой поправки, не означает, что ты можешь делать, что хочешь и где хочешь».
Власти требовали присудить Джонсу и Саппу «обязательство соблюдать общественный порядок» под залог в 25 000 долларов каждому.
Однако критики, включая Американский союз гражданских свобод, сказали, что официальные лица слишком агрессивны с пастором и согласились с Джонсом, что его свободы, гарантированные Конституцией, ущемляются. Представительница союза сказала, что она не согласна со взглядами пастора, но суд не должен злоупотреблять властью, иначе это просто постыдно. «Я думаю, что преподобный Джонс пришёл в Дирнборн за своими 15-ю минутами славы. А судьи и прокуроры очень эффективно ему предоставили часы славы». Однако было не похоже, чтобы пастор приглашал телевидение и журналистов.
Сам суд вызвал оживление среди общественности. Сотни людей пришли протестовать против Джонса. Среди них – члены организации «Арабы за мир». Молодой представитель этого движения сказал: «Мы хотим показать Терри Джонсу, что не все мусульмане террористы. Здесь никто не вводит законов шариата. Никто никого не забивает камнями».