Интервью с бывшим директором пакистанской разведки

Интервью бывшего директора пакистанской разведки Хамида Гуля. Записано А.Эспиноза в Равальпинди (Пакистан), опубликовано 14 мая 2011 года газетой El Pais.

«Пока продолжаем быть зависимыми от Соединённых Штатов, насилие будет продолжаться».

«Пока Пакистан не изменит свою политику подчинения Соединённым Штатам, продолжится насилие, — без устали повторяет Хамид Гуль, человек, возглавлявший пакистанские секретные службы — всесильную ISI, с 1987 по 1989, в  переломные годы разгрома советских войск в Афганистане. Но после работы плечо к плечу со своими коллегами из ЦРУ, превратившийся в самого жёсткого критика Вашингтона, на который он возложил ответственность за смерть генерала Зия уль Хака и терроризм, поднявшийся из пепла афганской войны. Беседу с Гулем, находящемся  на пороге 75-летия, поддерживать тяжело. Его речь – поток идей, иногда – противоречивых.

Его эксцентричные выступления тяжело спутать с другими. К своему опыту в качестве главного шпиона и десяти предшествующим этому годам на первой линии военного шпионажа, Гуль до сих пор является влиятельным человеком из-за отклика, который имеют его теории среди наиболее националистично настроенных кругов Пакистана. Через некоторое время после вступления на пост президента Асиф Али Зардари назвал его «политическим идеологом террора». Прошлым летом документы об Афганской войне, опубликованные порталом WikiLeaks, обвинили его в поддержке восстания талибов против сил НАТО. Невзирая на это, этот генерал-лейтенант на пенсии продолжает вещать и раздавать интервью в своём частном офисе, вблизи военной базы Чаклала, в Равальпинди.

Вопрос: Как повлияет смерть Бен Ладена на международную борьбу с терроризмом? Будет ли ослаблена Аль-Каида?

Ответ: Они могут говорить, что добились триумфа, но по моему мнению, они оживили легенду Усамы, которая уже стала историей. Международный джихад не исчезнет. После арабских восстаний – которые, очень вероятно, приведут к большому краху — философия Аль-Каиды вернётся. Её присутствие уже чувствуется в Ливии, в Чаде, Магребе, Йемене, Сомали и приближается к Израилю и Египту. Сейчас Аль-Каида соберёт больше последователей по всему миру. Взрыв смертника против наших военных подразумевает, что речь идёт о мести, потому что в этом регионе симпатии к Аль-Каиде несколько выше, чем в остальном Пакистане. По большей части, пакистанское общество и элита не согласны с идеологией Аль-Каиды, но они поддерживают и симпатизируют борьбе за свободу в Афганистане.

Вопрос: Вы работали бок о бок с американскими секретными службами. Почему затем отстранились от них?

Ответ: Они предали нас. Убили Зию. После того как использовали его. Так же, как сейчас предали  ISI. Нас использовали и оскорбили ISI и Армию.

Вопрос: Как влияет на Пакистан, что Бен Ладен был здесь?

Ответ: Мы подозреваем, что он положил глаз на нашу ядерную программу. Этим действием [убийством Бен Ладена] преследовались две цели. Одна —  сказать американскому народу, что война закончена, что миссия окончена и все возвращаются домой. И вторая —  сказать, что Пакистан несостоятельное государство или неконтролируемое государство. Если было неспособно поймать Осаму, это государство-неудачник, не упоминая  400 членов или сотрудников Аль-Каиды, которые были пойманы в Пакистане силами ISI.  Если покровительствовало Осаме, это неконтролируемое государство. В любом случае, Пакистан не должен владеть ядерным оружием. Они не готовили нападения, они попытались разорвать страну изнутри. Впервые в нашей истории пакистанцы так сердиты на армию и ISI. Но это был не промах, это было предательство.

Вопрос: Вы упомянули задержанных из Аль-Каиды в Пакистане. Не значит ли это, что ваша страна даёт приют многим террористам?

Ответ: Большинство принадлежащих Аль-Каиде ушли на Запад, в Йемен, Сомали…  Возможно, осталась горсть, но это не должно нас беспокоить. Мы найдём их. Что надо выяснить, это — сколько американских агентов находятся на земле Пакистана. Реймонд Дэвис [задержанный за убийство в Лахоре в январе и которого США удалось вызволить из Пакистана в марте без суда] — только верхушка айсберга. Предполагаю, с моим опытом, что в Пакистане действуют не менее 1200 агентов. Это значит, что у них больше агентов в Пакистане, чем у ISI. Таким образом, они в равной мере ответственны за то, что Бен Ладен не был найден раньше.

Вопрос: Сколько агентов у ISI?

Ответ: Я не буду открывать этого, внутри страны, меньше этой цифры.

Вопрос: США предположили возможность того, что неконтролируемые элементы вне ISI защищали Бен Ладена, вплоть до того, что указывают ваше имя в некоторых документах, рассекреченных WikiLeaks…

Ответ: Это абсурд. Я их не читал. Эта информация, которая происходит из их секретных служб, не может быть более разрушительной… Если я являюсь одним из неконтролируемых элементов, почему мне отказывают в визе? Я открыт для того, что бы появиться в суде и быть допрошенным. Но они боятся того, что я мог бы открыть. Мне запретили въезд в США в мае 2001. Почему? Потому что готовили 11 сентября.

Вопрос: Какая бы ни была причина, вы в Пакистане испытываете проблемы с насилием радикалистов. Как покончить с этим?

Ответ: Пока мы будем поддерживать политику подчинённости США, насилие будет продолжаться. Никто не кончает с жизнью без мотива. И этот мотив — равнение Пакистана на агрессоров, угнетателей и убийц мусульман. Из-за этого Пакистан превратился для них в законную цель. Пока мы не изменим эту политику, можно развернуть армию, но с насилием не будет покончено.

Вопрос: Какое отношение имеют к этому люди, убитые во время последнего взрыва?

Ответ: Это их умозаключения. Я их не разделяю. Это очень плохо. Но у них есть своё суждение и мы должны выяснить, о чём там речь. Я могу только догадываться, что это политика Пакистана. Они хотят мести и, к несчастью, выбирают лёгкие цели. Корней терроризма в этой части мира два: американское присутствие и пакистанское подчинение их диктату; и индийские зверства в Кашмире. Надо покончить с обоими, потому что, если нет, боюсь, произойдёт что-нибудь, что спровоцирует ад. Я не знаю, но у меня плохое предчувствие.