В европейский кризис вмешался Департамент Полиции Нью-Йорка

На сцену нескончаемого европейского кризиса теперь вышел Департамент Полиции Нью-Йорка. Фискальные пожары в Греции, Ирландии и Португалии, напряжение между севером Европы и периферией, нехватка лидерства у Брюсселя и, наконец, запутанный узел, в котором барахтается евро и Европейский Союз, вчера получили новое измерение, между потрясением и неопределённостью, с задержанием одной из ключевых для выхода из этого нескончаемого кризиса фигур: французского социалиста и – всё ещё управляющего директора Международного Валютного Фонда (МВФ) Доминика Стросс-Кана.

Вчера [в воскресенье] Стросс-Кан должен был встретиться с канцлером Германии Ангелой Меркель и главой «тройки» — миссии, которой управляют в Афинах МВФ, Европейский Центробанк и Еврокомиссия – для  того чтобы проверить ситуацию в Греции, зависящей от активации 60-миллиардного займа;  и главным образом, чтобы согласовать дополнительные шаги, прежде чем констатировать то, что план спасения не работает. Стросс-Кан был важнейшей для Греции фигурой: с первого момента он был вовлечён в соглашение о помощи между Брюсселем и МВФ, он был одним из самых больших защитников усилий греческого правительства по выполнению драконовского плана бюджетных сокращений, направленного на разрешение сложных фискальных проблем.

Вчера представитель Фонда сказал, что организация «в полной мере продолжает оперативную деятельность и находится в рабочем состоянии». Немецкий министр финансов Вольфганг Шобль также отметил, что задержание «не ляжет тяжестью на переговоры по Греции». Но без управляющего директора роль Фонда в Европе становится расплывчатой и пылающий греческий кризис усложняется: « Можно сказать почти со всей уверенностью, что арест станет причиной краткосрочных задержек», — как сказал агентству Reuters один из высокопоставленных греческих чиновников. МВФ предоставляет четвёртую часть помощи Греции, но имеет основной вес в переговорах из-за своего багажа в управлении кризисами.

Греция на пороге коллапса. Ей придётся платить более 25% комиссионных за свой долг через два года. Рынок даёт некоторые варианты отсрочки платежей. Был объявлен ещё один план сокращений: последняя, широкая программа приватизаций, которая опять же не смогла остановить расходования средств. Совещание с Меркель было жизненно важным для подготовки сегодняшней (в понедельник) встречи на высшем уровне европейских министров финансов, на которую Стросс-Кан был также приглашён и где его заменит вице-управляющий директор Немат Шафик.

Европа поставлена перед необходимостью по-новому действовать перед лицом проблем Греции: план спасения не улучшил ситуацию и как Брюссель, так и МВФ, собирались обсудить возможность расширения помощи Афинам, снижения комиссионных, которые страна оплатит за эти кредиты, расширения сроков возврата, включая подготовку почвы для возможной реструктуризации. Кроме того, вместе с Грецией на горизонте наблюдается и другая проблема. Португалии необходим зелёный свет для её спасения после препонов, спровоцированных отказом Великобритании и недомолвками Финляндии относительно предоставления помощи.

Однако задержание Стросс-Кана (или ДСК, как он известен во Франции) не только усложняет работы по тушению европейского фискального пожара. Арест управляющего директора открывает институционный кризис в МВФ с непредсказуемыми последствиями. Фактически, «номер один» Фонда собирался бороться за лидерство в Социалистической Партии Франции, из-за чего несколько месяцев Фонд жил в состоянии странного переходного периода. Арест изменил всё. Джон Липски, до этого момента бывший «номером два», вчера объявил, что берёт в свои руки управление организацией. Любопытно то, что Липский, который был не очень в ладах со Стросс-Каном, в прошлый четверг предупредил о своём уходе в августе.

Кроме прочего, МВФ находится в середине сложного виража: больший вес развивающихся стран в исполнительном совете, странный уход предыдущего управляющего директора – испанца Родриго Рато,  скандал, связанный со Стросс-Каном не увеличит веса голосов, в котором нуждается гелиоцентрическое устройство международной финансовой организации. США и Европа после Второй Мировой войны разделили наиболее важные места во Всемирном Банке (где всегда президентствуют американцы) и в МВФ (возглавляемом европейцами). Китай, Индия, Бразилия и, в основном, развивающиеся страны давят с тем, чтобы эта традиция канула в лету.

Но вне зависимости от всего того политического землетрясения, которое может вызвать «дело ДСК», Стросс-Кан за последние четыре года оживил Фонд, вяло игравший до его прихода роль мирового экономического пожарника. По последнему внутреннему опросу, проведённому в МВФ, с (бывшим директором) Рато во главе, они бы и близко не справились с кризисом. До прихода бывшего вице-президента правительства Азнара, МВФ обвинялся в применении ошибочной политики в латиноамериканском и азиатском кризисах 80-х и 90-х годов. Перед лицом обвинений в ультра либеральном подходе (с точки зрения, так называемого Вашингтонского Консенсуса), что оказалось непродуктивным в некоторых странах, в которых присутствовал Фонд, Стросс-Кан стал лидером введения налоговых стимулов, как только в середине 2007 вспыхнул кризис. Таким образом, он внёс лепту в возвращение к жизни Кейнеса, сегодня вновь забытого, придал веса развивающимся экономикам созданием Большой Двадцатки – форума, управляющего миром, вплоть до того, что начал включать в свои выступления вопросы социальной политики. Этого никогда не было в Фонде.

Нью-йоркская полиция только что запихнула это всё в юридический туннель со всем побочным ущербом для Европы вообще, и для Греции в частности.  Кризис – мутирующий вирус; шум вокруг Стросс-Кана превращает его в нечто новое.