Знаете ли вы, что рекордсмен по кассовым сборам за всю историю кинематографа — «Аватар» Кэмерона (общая сумма $2,7 млрд), вторую по размерам долю сборов собрал в китайском кинопрокате?
В «Time» за 25 мая была опубликована статья Эрики Хо «Может ли Голливуд позволить себе делать фильмы, которые не любит Китай?», в которой автор проследила за взаимоотношениями «фабрики грёз» и «Поднебесной».
Фильм 1997 года «Семь лет в Тибете» о судьбе сбежавшего из индийского лагеря австрийца, пробравшегося в Китай, которого сыграл загорелый и голубоглазый Брэд Питт, стоил последнему запрета на въезд в Китай. Всё из-за того, что фильм, в котором он играет, нарисовал вызывающий симпатию образ Далай Ламы.
Если бы этот фильм снимали сейчас… — его просто бы не снимали. Мировой кассовый успех – залог годовой прибыли Голливуда, а Китай становится важнейшим игроком на этом рынке. Только за последний год кассовые сборы в стране выросли на 65%. Владельцы американских студий очень внимательны, ведь сам президент Warner Bros. Милард Окс (Millard Ochs) сказал в марте этого года, что верит в то, что за ближайшее десятилетие китайские кассовые сборы обойдут американские.
И это при том, что показ иностранной кинопродукции в Китае чрезвычайно ограничен. В настоящее время в год разрешён показ 20 зарубежных фильмов и студии мечтают попасть в этот список. Как попасть – не слишком большой секрет. В Китае нет рейтинговой системы, фильмы допускаются к коммерческому прокату после одобрения правительственными цензорами. Спорные фильмы и фильмы неоднозначной тематики (ужасы, например) скорее всего, не попадут на китайские экраны. А вот фильмы, касающиеся деликатных социополитических тем – Тибет или события на площади Тянанмень, не попадут туда гарантированно.
Неприятности могут возникнуть не только у актёров, как у Питта, или у продюссеров, получивших меньше сборов, чем хотелось бы. От наказания не застрахован никто. Так Майкл Овитц, бывший президентом Disney, летал частным образом в Пекин для встречи с президентом Цзян Цземином. После выхода в конце 90-х на экраны фильма «Кундун», о биографии 14-го Далай Ламы, в котором власти не устроил негативный портрет правительства страны, они пошли настолько далеко, что пригрозили санкциями бизнесу студии. Усилие президента «Диснея» не пропало – компания получила зелёный свет на строительство своего тематического парка под Шанхаем.
Менее гибким везёт меньше. Бойкот мультфильма студии Dream Works «Кун Фу Панда» был непонятен только несведущим в мировой политике. Со-основатель студии Стивен Спилберг отклонил приглашение китайского правительства на Олимпийские игры, решив таким образом ответить на игнорирование Ху Дзинтао, несмотря на тесные связи с Суданом, просьбы мировой общественности помочь решить проблему геноцида африканского населения в Дарфуре.
Реклама дома Christian Dior с изображением Шерон Стоун исчезла в Китае после слов актрисы о том, что землетрясение в Сычуане, унесшее жизни тысяч китайцев, является «кармическим» наказанием за страдания тибетцев. Она извинилась за довольно неуместную фразу, но фильмы с её участием до сих пор запрещены.
Интересная история с ремейком «Красного Рассвета», который должен выйти в этом году. В оригинале 1984 года американские парни сражаются против советского вторжения. Для ремейка врагом был выбран Китай, но потенциальные дистрибьюторы выразили сомнение, что такой фильм сделает достойные сборы в мире, если его не купит Китай. MGM, недолго подумав, уже студийно, в готовом фильме, изменила врага на Северную Корею. Один из продюсеров сказал лос-анжелеской «Time», что они не были намерены ничего менять, но при дальнейшем рассмотрении решили сделать «угрозу» страшнее, что, «мы верим, улучшает фильм».
Но избежать гнева, ещё не значит заслужить любовь. Голливуд старается потрафить китайским вкусам, снимая в своих фильмах популярных китайских звёзд, и таким образом точно обходя конкурентов.
За последние несколько лет влияние Китая на Голливуд резко выросло. Даже Всемирная Торговая Организация обратила внимание властей страны на то, что «прокатная двадцатка» иностранных фильмов нарушает международные правила торговли. Китай даже согласился эти ограничения снять. Только не сказал, когда. Кроме того, весьма маловероятно снятие цензуры. При этом, уже более широкий круг производителей голливудской кинопродукции будет приспосабливаться под требования и вкусы китайцев и их правительства.