Наперекор всему и даже тому, что говорят Ангела Меркель и Николя Саркози, турки являются сторонниками вступления в Европу. К такому заключению пришёл в своей работе турецкий аналитический центр TESEV. После опроса 1000 человек они сделали вывод, что 69% турков высказываются в пользу вступления их страны в ЕС.
Эта цифра удивляет: только в марте подобное исследование, проведённое турецко-немецкой организацией Tavak, пришло к противоположному выводу, что 60% турков против ЕС.
Директор TESEV по внешней политике Сабина Сенюкель разрешила противоречия, сказав: «69% думают, что им понравилось бы, чтобы Турция вошла в европейский Союз. Однако если их спросить, верят ли они, что это произойдёт, число положительных ответов падает до 48%. Всё очень зависит от того, как формулируется вопрос». Фактически эта цифра близка к цифре, полученной Tavak – 35% турков верят, что их страна действительно станет членом единой Европы, и оба исследования продемонстрировали эволюцию, происходящую в процессе присоединения.
На вопрос: «Чем вызван такой интерес к Европе?», 23% ответили: «Чтобы иметь меньше проблем с визами». Приблизительно столько же сказали о «экономической выгоде» и 13% о «большей демократии».
Однако оптимизм граждан Турции не слишком велик. 16% верит, что присоединение произойдёт в ближайшие пять лет, а половина всех опрошенных ставит отметку между пятью и 20 годами.
26% считают Турцию самодостаточной страной и 10% сказали о «моральных и культурных различиях» с Европой.
22% опрошенных считают, что вхождение в ЕС затруднено ксенофобией и исламофобией «европейского клуба». В то время как в опросе Tavak, 30% опрошенных возложили вину за создание Турции препонов на этом пути на Францию и 23% — на Германию.
Любопытно, что на вопрос о «дружественной стране» единственной европейской страной в списке оказалась Германия (7% ответивших). Впереди неё Иран (13%), Азербайджан и Соединённые Штаты (по 10%) и Пакистан (9%). Гораздо больше людей (22%) ответили, что Турция не имеет друзей. Исследователи сказали, что это не стало неожиданностью, поскольку отражает идеологию внешней угрозы.
Европа же стоит на первом месте в списке стран, отношениям с которыми Турция должна отдать приоритет (14% ), далее идут Израиль (7%) и США (5%).
Поразительно то, что самая высокая поддержка «вступления в европейский клуб» наблюдалась в районах, населённых курдами – 91% респондентов. Для них вступление чаще было синонимом «уважения прав человека».