«Блоггер-лесбиянка из Дамаска» оказалась гетеросексуальным женатым мужчиной из Шотландии.
Во-первых, она не сирийка, во-вторых – вовсе не лесбиянка. Кроме того, не активистка борьбы с сирийским режимом и не находится в застенках. Фактически даже и не женщина. Имя «Амина аль Араф» оказалось псевдонимом 40-летнего американца, учащегося в настоящее время в Эдинбурге — Тома Мак Мастера, который прошлой ночью сделал последнюю запись в блоге ставшей всемирно известной «лесбиянки и активистки, находящейся в застенках режима», в которой и признался в фальсификации.
«Я не хотел никому причинить вреда. Я выразил мнение о делах, которые меня чрезвычайно беспокоят (…) Это всё было смоделировано со слов людей, живущих так день за днём», — объяснил он в письме в своё извинение, которое озаглавил «Прошу прощения у читателей».
«Я просто попытался высветить это для западной аудитории. Этот опыт печально подтверждает мои чувства, относительно происходящего на Ближнем Востоке (…). Всем привет, Том МакМастер. Из Стамбула, Турция. Единственный автор всех постов этого блога».
На протяжении месяцев Том МакМастер придумывал мир, который выдавал читателям за действительность. Подписывался Аминой — молодой американо-сирийкой, недавно переехавшей в Дамаск, которая описывает, как живётся гомосексуалистам в консервативном арабском мире. По мере роста революционных настроений и применения силы властями, Амина начала принимать активное участие в протестах, пока не пережила арест, из-под которого её освободило вмешательство отца.
На прошлой неделе её двоюродная сестра Рула сообщила читателям «блога Амины», что та арестована и след её потерялся в застенках режима. И всё это было ложью. Рула была ещё одним вымышленным персонажем.
А тем временем, пресса по всему миру подняла скандал против ареста молодой женщины. Посольство США задействовало свои механизмы, для того чтобы её найти, мобилизовались читатели социальных сетей, требуя освобождения «иконы сирийской революции»…
МакМастер придумал не только двух персонажей и рассказ, который выдал за правду. От имени «лесбиянки, борющейся за свои права и свободу Сирии», он давал интернет-интервью таким престижным изданиям, как британская «The Guardian», в качестве фото использовав «фото-робот» Хелены Лечич, молодой хорватки живущей в Лондоне и, что сейчас естественно, имеющей страницу в Facebook. Он завёл романтичные отношения с молодой канадской лесбиянкой Сандрой Багария, переписка с которой состояла из 500 писем и длилась полгода. А самое главное — он создал символ репрессий против сирийцев, против арабов, против ЛГБТ сообщества… Фиктивный, к разочарованию читателей блога, создавших всего за одну неделю одну из самых мощных групп на Facebook – 15 000 последователей, и дискредитировав в публичном мнении многих активистов.
Сейчас МакМастер серийно приносит извинения всем, кто оказался вовлечён в этот обман. А также всем журналистам, освещающим события на Ближнем Востоке, которые следили за «арестом» Амины и на её примере, наряду с прочими, живописали ситуацию в Сирии.
Канал «France 24» только что пожаловался на другую обманщицу, которая дала телефонное интервью каналу от имени посла Сирии в Париже. Несколькими минутами позже на другой канал позвонила сама посол и опровергла прозвучавшее в эфире заявление о своей отставке (которое почти мгновенно было подхвачено СМИ других стран). «France 24» потребовал в своё оправдание, даже провести анализ записи голосов, который окончательно доказал, что первый звонок был обманом.
На разгул в западных и даже — восточных изданиях «информации из непроверенных источников» мог бы пожаловаться и Иран: недавно прошли сообщения о том, что «басидж (иранское сопротивление) принесло революцию в Сирию». Это громкое заявление основывалось на рассказе двух сирийских беженцев, заявивших корреспондентам AFP, что проправительственная иранская армия участвует в подавлении сирийского мятежа, стреляя по мирным сирийцам вместе с правительственными войсками Башара аль-Ассада. В доказательство приводилось якобы наличие на улицах стрелков, не говорящих на арабском, одетых в чёрную униформу, «с длинными бородами и лысыми головами». Говоря другими словами – рисовался портрет типичного ваххабита или салафиста, оба – течения суннитских экстремистов, те, что как раз сейчас и воюют против сирийского режима.
Журналисты не спросили себя ни зачем властям страны, обладающей одной из мощнейших армий в регионе, помощь для столкновений с, предположительно — невооружёнными демонстрантами; ни о том, о чём же «очевидцы» говорили со снайперами, чтобы утверждать, что те не говорят по-арабски. Опустим тот факт, что «не арабский язык», на котором должны были говорить «иранские стрелки» была ничем иным, как фарси. Почему поверили всему и быстро напечатали? Потому что обвинить Иран в присутствии его солдат на улицах Сирии – сенсация! Сам Иран, конечно, будет отрицать это. Но кто ж ему поверит?
Кому верить?
Беженцы отовсюду, осевшие в Европе, говорят от имени всего своего народа. Иногда с их слов публикуются цифры погибших и раненых. Буквально сразу после боёв.
Необходимость насытить информационную машину, много энтузиазма и невысокие принципы делают западную прессу, а вместе с нею и западного читателя и зрителя, жертвами обмана.
Государственное сирийское телевидение показывает ситуацию в своей стране совершенно не так, как запад. Только ленивый не обвиняет его в сокрытии правды. Но сколько лжи в западных СМИ?