Что думают простые европейцы? Много ли мы знаем об этом, восклицая «в любой цивилизованной стране» и рассуждая о «европейском мышлении»?
На днях испанский Королевский институт Elcano из Мадрида опубликовал результаты опросов общественного мнения в своей стране по поводу самых громких событий последнего времени.
Вспышка E.coli.
После громкого скандала с «испанскими огурцами», поднятого Германией против безобидного зелёного овоща, который вылился в небезобидные потери испанских производителей сельскохозяйственной продукции, в глазах испанцев резко потеряла баллы канцлер Германии Ангела Меркель. Если в феврале она была самым высоко оцениваемым зарубежным политиком с 6,7 баллами, то сейчас набрала только 6, уступив первое место Бараку Обаме с его 6,9 баллами. Испанские овощи оказались не причём, но местная пресса назвала Меркель первой политической жертвой огурцов за опрометчиво-скорые меры и скорость вынесения бездоказательных обвинений.
Шенгенский договор.
Барометр общественного мнения показал, что «один из двух испанцев высказывается в пользу восстановления какого-либа типа контроля миграции». Однако, по мнению Хавьера Ноя, исследователя Elcano, эти голоса очень ярко разделились при выяснении идеологических и политических пристрастий респондентов. Выяснилось, что 50% «левых» поддерживают изменение Шенгенского договора, а вот среди «правых» таких уже 65%. Учитывая введение пунктов контроля Данией, настроения, доминирующие среди населения в Финляндии, позицию Франции и Италии… нужен ли Шенген простым европейским гражданам?
Смерть бен Ладена.
Была в опросе затронута и тема смерти Усамы бен Ладена. 56% испанцев оценили произошедшее в положительном ключе, в противовес 20-ти процентам высказавшихся против того, как это всё было сделано.
Атомная энергия и Фукушима.
Как во множестве других стран, испанское общественное мнение отказывается от использования ядерной энергии. Один из двух испанцев против её использования и один из трёх – за. 13 процентов людей ответили, что им безразличен этот вопрос. Казалось бы всё ясно – половина «против», треть «за», однако не всё так просто, утверждают исследователи. «Безразличных» можно «присоединить» к противникам, и тогда получится, что против «подавляющее большинство» в 63%. А можно и к тем, кто «за». И тогда «мнения разделились поровну» — 50 и 43%. Ну, или почти поровну.
Что касается инцидента на АЭС в Фукушиме, половина респондентов сказала, что на её мнение о ядерной энергетике эта катастрофа не повлияла, в то время как 36% сознались, что катастрофа оказала влияние на их мнение.
Каддафи и Ливия.
Муаммар Каддафи стал самым низко оцененным международным лидером (1,4 пунктов). Что касается войны в Ливии, половина испанцев оптимистично смотрит на триумф повстанцев. 59% расценивают их деятельность, как победоносную, в то время как 13% считают, что Каддафи сохраняет возможность остаться во власти. По поводу участия своей страны, Испании, в военной миссии – её поддерживают 46% опрошенных и 40% — критикуют. Как написала газета «ElMundo», опубликовавшая результаты исследования, можно говорить о достаточной, но не подавляющей поддержке. Более того, имидж вооружённых сил с началом миссии значительно улучшился (6,7 пунктов) и приблизился к оценке имиджа союзников (7,2 пункта).
Арабские революции и испанское движение «негодующих» 15-М.
Хотя королевский институт не спрашивал респондентов о движении «индигнадос», другие исследования подтверждают симпатии испанцев к молодёжи, выступающей против существующей политической и экономической ситуации в стране. То же касается и переворотов в арабском мире.
Для 65% испанцев нет никакой связи между испанским движением 15-М и протестами в арабском мире. 27% опрошенных углядели схожесть испанских протестов с тем, что происходит в странах Магриба. Исследование говорит и о меньшем уровне опасений относительно подъёма исламизма, чем это было в прошлом, февральском опросе.