Китай подтвердил свою военную мощь, представив свой первый авианосец.
Первый авианосец Китая, купленный в 1998 году у Украины, в среду вышел в первое плавание из порта Далянь, что на северо-востоке страны. Представление корабля, которым Китай продемонстрировал соседям свою военную мощь, было приурочено к 70-летию национального флота.
После долгого процесса перестройки и обновления, наконец покончив со всеми спекуляциями вокруг этого вопроса в международных СМИ, корабль отправился в краткосрочный поход с возвращением в тот же Далянь.
В прессе появлялись сообщения о том, что корабль должен был выйти в открытые воды 1 июля, к 90-летию Коммунистической партии Китая, но этому помешали технические неполадки. Затем упоминалось 1 августа, День Вооружённых Сил Китая, но опять произошла задержка, возможно из-за подхода к побережью вокруг Даляня тайфуна «Муифа».
История корабля такова. В 1985 году он начал строиться в Советском Союзе под именем «Варяг» (это название было изменено Китаем, хотя нового официально объявлено не было).
После распада СССР корабль перешёл в собственность Украины, и через 13 лет его приобрёл Китай, как до этого он поступал с другими старыми советскими авианосцами, хотя прежние покупки использовались им в качестве музеев и туристических аттракционов. Обладать собственным авианосцем было давним желанием китайского правительства.
Военные эксперты всего мира, особенно «соперника» — Соединённых Штатов, считают, что с этим шагом Китай, располагающий самой большой по численности личного состава армией в мире, хочет продемонстрировать свой подъём и свою растущую военную мощь в момент роста числа конфликтов в пределах территориальных китайских вод.
На севере Китай остаётся в напряжённых отношениях с Южной Кореей из-за проводившихся в прошлом году военно-морских учений; южнее — в Восточно-Китайском море увеличиваются трения с Японией по вопросу суверенитета островов Сенкаку/Дяоюйтай.
И, наконец, в Южно-Китайском море в последние месяцы усилилась напряжённость вокруг суверенитета островов Спратлей и Парацельсовых между Китаем и Филиппинами с Вьетнамом.
Китай был единственным членом Совета Безопасности ООН, не располагавшим этим типом кораблей, что очень беспокоило Пекин, несмотря на огромные размеры армии вообще – 2 миллиона солдат. Таким образом, до последнего времени единственными в Азии обладателями авианосцев были: Индия (купленный у Великобритании «Varaat» с более чем полувековой историей) и Тайланд, чей авианосец «Chakri Naruebet» был построен на испанской верфи Эль Феррол.
Объявляя официально в прошлом месяце о спуске своего первого авианосца на воду, руководство обороной страны настаивало на том, что корабль будет использоваться главным образом в целях науки, для экспериментов и обучения.
Конечно, Министерством Обороны было отмечено, что он может использоваться для защиты побережья и «гарантий мира», но всегда с характером оборонительным, но не наступательным.
Источники в Минобороны уточнили, что военное оборудование и обучение команды корабля будут готовы для начала эксплуатации с начала будущего года.