Тратить больше на качественное образование для выхода из кризиса

Тратить больше на качественное образование и культуру для выхода из кризиса.

Комиссар по культуре и образованию Европейской Комиссии ЕС Андрулла Вассилиу изложила своё видение выхода из кризиса, постигшего Европу.

«Ужасный экономический кризис, который мы переживаем, иногда мешает нам оценить другие кризисы, которые также и с равной силой бьют по нашему обществу. Например, кризис образования. Слишком много молодёжи продолжает бросать школу до срока; число получивших высшее образование слишком низко и во многих странах, как Испания, доля безработных среди молодёжи просто неприемлема (прим. переводчика – свыше 43% молодых испанцев до 25 лет не имеют работы и не учатся). Экономический кризис и кризис школы идут рука об руку, и мы не можем выйти из одного, если не выйдем из другого.

По этой причине Еврокомиссия создала Европейскую Стратегию 2020, которая установила амбициозные цели для достижения разумного, стабильного и всеобъемлющего роста. В этом контексте, вложения в образование, обучение и творчество являются не выбором, а непременным условием для построения этой экономики разума. Сделать ставку на человеческий капитал, на мужчин и женщин с реальной «добавочной стоимостью» — это лучший бизнес-план и возможная занятость для будущей Европы. Следуя из этого, одной из наших целей на 2020 год является сокращение доли преждевременно бросивших школу с 14 процентов в настоящее время до менее десяти процентов, и достижение того, чтобы, как минимум, 40% молодых в будущем получили высшее или эквивалентное ему образование.

Важность этой задачи не позволяет нам скупиться на усилия. Изо всех частей бюджета, представленного Комиссией на период с 2014 по 2020 год, больше всего увеличена та, что касается образования, обучения и молодёжи: 15,2 миллиардов евро за семь лет, что предполагает рост на 73% от настоящего уровня вложений.

Больше ресурсов означает, что больше молодых улучшат свой личностный рост и свои профессиональные возможности, что, в свою очередь, позволит им реализоваться в жизни. Это также поможет Европе поднять уровень справедливости в образовании и совершенствовать образование для того, чтобы с большими гарантиями конкурировать во всемирном соревновании талантов.

В настоящее время около 400 000 молодых людей, студентов, преподавателей и исследователей ежегодно получают стипендии ЕС для оплаты образования, обучения, в том числе и за границей по программе “Erasmus” и подобным ей. Фактически эти программы – с двумя с половиной миллионами студентов и профессионалов, получивших помощь с 1987 года – стали жертвой собственного успеха: спрос на них такой, что мы отказываем каждому второму из-за нехватки ресурсов. С дополнительным финансированием мы поможем большему числу людей, возможно, до 800 000 ежегодно по всей Европе. В случае Испании (где положение с образованием и занятостью молодёжи особенно остро) целью является поднять в будущем с 63.625 до 126.250 число стипендий на высшее и профессиональное образование и молодёжных. Кто хочет участвовать в программе “Erasmus”, должен попасть в “Erasmus”. Это является моей целью, и поэтому наша новая программа была названа «Erasmus для всех».

Наше финансирование дополнится значительной помощью на образование и профессиональное обучение из структурных фондов Евросоюза для регионального развития, а также из нашего бюджета на исследования и инновации. Например, в действующем бюджете (2007-2013 годы) около 72,5 миллиардов евро выделены на образование и профессиональное обучение в регионах Европы, те же траты ожидаются и в будущем.

Кризис образования подталкивает нас тратить больше в этом направлении, но экономический кризис обязывает тратить меньше. Я верю в то, что изменения, которые мы предлагаем – в частности, принятие единой программы общего финансирования – помогут нам добиться синегризма и оптимизировать отдачу от каждого вложенного евро. Одна из наших инноваций состоит в системе, предоставляющей гарантии кредитов для студентов, получающих степень мастера, которые продолжают обучение полного курса за рубежом. Это успокоит существующую сейчас нехватку финансирования. Мы также хотим усилить проекты по профессиональному образованию, вместе с Социальным Европейским Фондом поддержать сектор культуры новой программой «Творческая Европа», дотированную 1,6 миллиарда евро, включая развёртывание подпрограммы для поддержки спорта в части общефизической подготовки и борьбы с допингом, насилием и расизмом.

Нам помогают Движение Мари Кюри, поддерживающее молодых исследователей, и Европейский Институт Инноваций и Технологии. Обе эти инициативы получат значительную финансовую поддержку для осуществления своей деятельности, закрыв, таким образом, все три стороны треугольника познания – образование, инновации и исследования.

В ситуации кризиса, как та, которую мы переживаем сейчас, многие думают, что необходимо сокращение расходов на школы, исследовательские центры и культурную деятельность. По моему мнению, надо делать как раз наоборот. Направление средств на культуру, это не расходы, это инвестиция: отрасли, связанные с культурой и творчеством уже представляют 4,5% внутреннего валового продукта ЕС и дают 3,8% рабочих мест. Вкладывать в молодёжь, творчество и инновации – значит усиливать секторы роста и занятости; секторы, от которых Европа может получить значительную добавочную стоимость; секторы, в которых мы можем соревноваться на глобальном уровне.  Секторы, которые определённо могут нам помочь выйти из кризиса».

(Источник «El Mundo», Испания).