Ширак и Вильпен обвиняются в получении чемоданов с миллионами евро от африканских лидеров.
Новый скандал сотрясает французскую политику. «Я видел Ширака и Вильпена, считающих деньги». Бывший президент и бывший премьер-министр Франции обвиняются старым участником отношений французских и африканских властей – Робертом Буржи в получении от африканских руководителей чемоданов, полных тайных денег.
В интервью «La Journal du Dimanche» 66-летний адвокат ливанского происхождения Роберт Буржи со всеми подробностями описал получение денег из Африки – «несколько десятков миллионов франков», как он выразился — «несчитанно!» — которое происходило во время его работы между 1997 и 2005 годами вместе с президентом Жаком Шираком и бывшим премьер-министром Домиником де Вильпеном.
Буржи, в настоящее время официальный советник Николя Саркози по Африке, участвовал в получении африканских чемоданов в марте 1997 года, «день похорон моего шефа Жака Фоккарта». Фоккарт, которого называли «Месье Африка», был создателем, в бытность президентом Де Голля, Франкафрики — широко раскритикованной системы сетей влияния, поддерживаемых Парижем, со своими бывшими колониями в чёрной Африке.
«В течение 30 лет Жак Фоккарт участвовал, среди всего прочего, в перевозке денег между главами африканских государств и Жаком Шираком», — рассказывает Буржи в интервью. «Я помню первое получение денег в присутствии де Вильпена. Деньги были от маршала Мобуту, президента Заира. Это был 1995. Я думаю, это было 10 миллионов франков, которые Жак Фоккарт собирался передать Шираку», — уверяет он. В том году Ширак был избран президентом. После смерти Фоккарта «президент просил меня, чтобы я был свидетелем вместе с Вильпеном».
Поступления прекратились в 2005, когда Вильпен, по словам Бужи, резко сказал: «Деньги всех африканцев пахнут серой».
«При моём посредничестве и в его офисе [Вильпена] пять глав африканских государств – Абдулай Ваде (Сенегал), Блез Кампаоре (Буркина Фасо), Лорен Гбагбо (Кот д’Ивуар), Денис Сассу Нгуессо (Республика Конго) и, конечно, Омар Бонго (Габон) внесли около 10 миллионов долларов (около семи миллионов евро) в избирательную кампанию 2002 года, в которой Ширак победил во втором туре лидера крайних правых – Жана-Мари Ле Пена», — сказал адвокат.
Через несколько часов после публикации в «Le Journal de Dimanche», воодушевлённый французским политиком бывший «номер два» смещённого Лорена Гбагбо – Мамаду Кулибали (в настоящее время президент Национально Ассамблеи Кот д’Ивуара) подтвердил агентству AFP, что его страна участвовала в финансировании предвыборной кампании Ширака 2002 года. «Роберт Буржи прав (…). Около 2 миллиардов франков [три миллиона евро] были перевезены из Абиджана в Париж в чемодане». «Это должно было взорваться рано или поздно», — сказал из Парижа один из людей, окружавших Гбагбо, который «просто удивился, что французы открыли это только сейчас и что это ограничено Вильпеном».
Действующий министр иностранных дел Франции Алан Жюппе (при Шираке бывший премьер-министром) также не избежал обвинений адвоката, что, конечно, бросает тень на действующего президента Николя Саркози. «Деньги Омара Бонго годами шли на оплату аренды» его клуба 89, сказал Буржи.
Эти признания увидели свет незадолго до публикации книги журналиста-расследователя Пьера Пеана «Республика чемоданов», которая описывает круговерть комиссионных и возращённых комиссионных вокруг друга Вильпена – Александра Дьюри.
Как и о книге Пеана, Вильпен сказал об обвинениях Буржи, что тот имеет «счёты» с ним и делает «дымовую завесу». «Лживыми» и «архилживыми» назвало обвинения и правительство Сенегала.
Вильпен полностью отвергает сказанное, говоря, что для обвинений выбран «точный момент» — в разгар процесса против Ширака [на котором он обвиняется в злоупотреблении доверием и растрате денег, когда он был мэром Парижа], и перед вынесением решения по апелляции в процессе «Clearstream» [по которому сам Вильпен был оправдан по обвинению в заговоре против Саркози, а апелляцию подало обвинение]. Цель интервью, по Вильпену: «желание очернить правление Ширака», и остановить собственные притязания Вильпена, страстного врага Саркози, на участие в президентских выборах 2012 года.
Адвокаты Ширака объявили, что подадут в суд на Буржи за клевету.
Со стороны правых, дочь Ле Пена и в настоящее время президент Национального Фронта Марин Ле Пен, удивлена тем, что ливанский адвокат не явился прямо в суд. Социалист Франсуа Олланд запросил у министра юстиции открытия расследования по этим тяжёлым обвинениям.
Почему этот человек из тени французской политики прервал своё долгое молчание? «У меня было много тех, кто преподносил уроки и учил морали», — положил он конец подобным вопросам.
В дипломатических документах, обнародованных WikiLeaks, Буржи появляется как «наёмник, озабоченный единственно своим благосостоянием».
Часто рассматриваемый как официальный советник Николя Саркози — Елисейский Дворец удовлетворился ответом, что его имени нет в списке официальных лиц – Буржи очищает образ действующего французского президента. «Он попросил меня работать на него, но без системы финансирования «чемоданами»».
В «Республике чемоданов» журналист Пеан также объясняет, что Буржи приблизился к Саркози после неосмотрительного увольнения Вильпена в 2005 году. Пеан добавил, что относится к свидетельствам Боуржи «умеренно и с долей здравого смысла», главным образом «потому, что никто это не подтвердит».
Советник по Африке во времена президента Ширака — Мишель де Бонкор, заверил журналиста, что Буржи ещё до 2007 года оставил чемодан «у ног министра внутренних дел» Саркози. Елисейский дворец отказался прокомментировать данное обвинение.