США потратили два миллиона долларов на тайные эксперименты на людях.
Эксперименты на 5,5 тысячах гватемальских больных, солдат, заключённых, проституток и сирот между 1946 и 1948 годами не были на ответственности некоего неопытного доктора. Они были одобрены медиками Гарварда или департамента здравоохранения. В опытах напрямую участвовали и эксперты из университета Джона Хопкинса. И США потратили на них сотни тысяч долларов.
«Эксперименты получили более 170 000 долларов государственной стипендии, что на те времена было большими деньгами», — объяснила испанской газете «ElMundo» исполнительный директор биоэтической комиссии, занятой в Вашингтоне расследованием этого дела, Вал Бонхем.
Двадцативосьмилетний доктор Катлер, возглавлявший действия по предварительному заражению сифилисом и гонореей 1300 человек, получил необычно высокую стипендию и даже добился её возобновления. Всего 171 950 долларов в 1946 году, что, как подсчитал департамент статистики США с учётом инфляции, в цифрах 2011 года равно 1 992 168 долларам.
По меньшей мере, 1300 человек были искусственно заражены, только половина из них получили в дальнейшем лечение. В ближайшие после инфицирования месяцы умерло 83 человека, хотя и не доказана прямая связь их смерти с заражением. Кроме этого, тысячи людей были использованы против их воли для сбора анализов крови и пункций, среди них – сотни детей-сирот. Самому младшему из детей был один год.
Комиссия изучила более 125 000 страниц документов, найденных в архивах Джона Катлера в университете Питтсбурга, публичных и частных библиотеках США и Гватемалы. Директор сказала, что «сложно поднять информацию о том, что произошло 65 лет тому назад», но удалось идентифицировать около двух десятков врачей, американских и гватемальских, напрямую в них участвовавших.
В некоторых случаях это были военные, очень заинтересованные увидеть эффективность пенициллина для лечения венерических болезней у их солдат. А также, несколько экспертов из самого престижного университета Джона Хопкинса из Вашингтона. Для комиссии ясно, что они несут моральную ответственность за совершённое. «Они знали, что делали, фактически, они должны были получить предупреждение, поскольку исследования были закончены досрочно, согласно Катлеру», — объясняет Бонхем. Правовую ответственность возложить будет сложно, если не невозможно.
«Может, все связанные с этим медики мертвы», — говорит директор, впервые изучившая материалы закрытой работы. Сложность доступа к работам связана с секретностью Катлера, который, как помнит Бонхем, хвастался своими исследованиями до самой своей смерти.
Доктор возглавляет комиссию по сотрудничеству с латиноамериканскими странами, выбор Гватемалы был случайным, из-за интереса гватемальского медика, учившегося в США и желавшего получить помощь в открытии лаборатории – Хуана Фунеса. «Он предложил это», — рассказывает директор расследования, уверившая, что не найдено никаких следов того, что подобные эксперименты проводились в других странах. «У нас нет доказательств того, что процесс инфицирования предпринимался в других местах», — уверила эксперт.
Сейчас комиссия работает над рекомендациями о пределах опытов над людьми. «Самое важное, чтобы это никогда не произошло опять. Использование людей в медицинских экспериментах необходимо, но при должной осведомлённости», — сказала Бонхем.