«Более реакционно невозможно»

 Хавьер Валензуэла, «ElPais» (Испания), 29 сентября 2011.

Очень примечательно, что Обама не упомянул Саудовскую Аравию в своей речи 19 мая об арабской  демократической весне. Со всеми своими замалчиваниями он бывает более разговорчив и более скверен.  Стало ясно, что президент Соединённых Штатов не хочет портить «особые отношения» своей страны с Саудовским королевским домом из-за пустяков типа свобод и прав. В этом Обама следует традиции, воздвигнутой встречей другого президента-демократа, самого Рузвельта, и короля Абдулазиза на борту эсминца USSMurphy в 1945 году. Традиция была с шумом обновлена, когда после взрывов 11 сентября, в которых не только участвовали многочисленные саудовцы, но чьё идеологическое влияние можно встретить в фундаменталистском ваххабизме, продвигаемом в каждой мусульманской умме нефтедолларами Рияда, республиканец Джордж Буш-мл. не закрутил никаких гаек в отношении Саудовского королевского дома.  Вопреки очевидному и срочному, Буш изменил курс в отношении Афганистана и напрямую вторгся и оккупировал Ирак Саддама, который не имел ничего общего с этой тусовкой.

Нефть, конечно, является объяснением всему. Поднявшаяся в различных войнах племён и идеологий на Аравийском полуострове, власть Саудовского королевского дома была утверждена на международной арене соглашениями, подписанными Рузвельтом в 1945 году. Пакт гласил, что американцы будут защищать династию и закроют глаза на всё, что относится к правам человека в обмен на гарантию поставок нефти.

Ну да, палестинская трагедия в последние шесть десятилетий стала камешком в туфле этого выгодного брачного союза. Саудовцы, которые считают себя хранителями святых для ислама мест – Мекки и Медины, не смогли остаться безразличными к продолжительному грабежу и страданию своих палестинских братьев, ни, также, к израильской военной оккупации с 1967 года третье части святых земель: иерусалимских мечетей. И всё-таки, их хитрость помогла сохранить хорошие отношения с Соединёнными Штатами, полностью стоящими на израильской стороне, и политическую, дипломатическую и экономическую поддержку  Риядом палестинского сопротивления.

Вето в отношении Палестины.

Возможно, что вето Обамы в ответ на палестинское требование признания государства со стороны Объединённых Наций обозначает точку сгиба. В любом случае, это угроза Файсала Аль Турки – члена Саудовского королевского дома и бывшего шефа разведки своей страны в ответ на опубликованную недавно в «HeraldTribune» статью.

В арабском и мусульманском мире сложно найти страну столь репрессивную, столь женоненавистническую и с политическим классом столь лицемерным, как в Саудовской Аравии, большом друге Запада. Всё, что вы можете представить, будет недостаточным: вездесущая секретная полиция, тотальное отрицание основных свобод и прав, средневековые наказания, расизм в отношении азиатских иммигрантов, запрет на любые другие религиозные культы… Что в отношении положения женщин, дело вообще рвотное. Сейчас саудовцы пытаются «продать» огромный шаг вперёд: разрешить им водить машины!

По сравнению с Саудовской Аравией, Исламская Республика Иран, основанная Хомейни и являющаяся частью «Оси зла» Буша, почти пример женской эмансипации. Здесь женщины могут голосовать, работать вне дома, занимать публичные посты и, кроме того, водить … всегда и в любом случае, естественно, закрытые. В Саудовской Аравии – нет даже этого.

Соединённым Штатам (и европейцам, и многим другим) всё равно. Война в Персидском заливе 1991 года, развязанная Бушем-отцом против иракской оккупации Кувейта, в глубине имела стратегическую цель защиты Саудовской Аравии (и других маленьких нефтяных эмиратов полуострова). Это имело роковой побочный эффект: присутствие североамериканских войск на судовской территории разозлило Осаму Бин Ладена, сына своей страны, и разбудило безумие глобального джихада. Но, как уже было сказано, Буш-сын не встал на саудовском пути к 11 сентября (идеологическом, экономическом и человеческом).

После самопожертвования молодого тунисца Буазизи, арабский мир переживает вдохновляющую волну демократических переворотов.  Арабы Туниса, Египта, Ливии, Сирии и других стран не ищут ничего, кроме признания своего достоинства, человеческих условий, с правами, которые они несут. В этом достоинстве было отказано, как собственными деспотическими режимами, так и, позвольте мне сказать, взглядами и действиями Запада. Ну что же, ещё одна хорошая новость этого года в том, что салафизм, идеологически рождённый саудовцами, имеет вторичную роль в этой весне (другое дело, что он пытался поднять голову под покровительством зарождающейся демократии), а плохая в том, что, как и ожидалось, Саудовская Аравия, с принятия под своё крыло бежавшего Бен Али до военного вторжения в Бахрейн, превратилась в лидера на поле арабских реакционеров.  Но у Обамы нечего сказать по этому поводу.