Десять лет войны в Афганистане, без ясного баланса сил.
Стакан наполовину полон или наполовину пуст – зависит от того, кто смотрит. НАТО и афганское правительство в четверг тоном триумфаторов сказали о десятой годовщине начала войны в Афганистане, которая приходится на эту пятницу, как о том, что конфликт подошёл к концу и с каждым днём страна живёт всё лучше и лучше. И всё же гуманитарные организации, работающие на афганской земле, рисуют совершенно другую картину.
Некоторые из них жалуются на то, что ситуация для гражданского населения во многих зонах страны «вызывает тревогу». Даже ООН на прошлой неделе предупредила о росте вооружённых инцидентов, вопреки официальной речи Международных сил содействия безопасности (ISAF). Это делает невозможным подготовку единого баланса по результатам десятилетия войны в Афганистане, начатой 7 октября 2001 года, в качестве ответа на террористические атаки 11 сентября.
По словам генерального секретаря НАТО Андерса Фога Расмуссена, ситуация с безопасностью в Афганистане, в общем, улучшилась, и число нападений талибов сократилось. Он также уверил, что афганцы обеспечивают безопасность в семи провинциях и районах страны, и что скоро афганское правительство объявит о новых зонах, где полиция и армия Афганистана примут на себя ответственность за безопасность без поддержки международных военных сил.
«Передача ответственности идёт и не сойдёт с рельсов», — уверил Расмуссен в отношении показательных нападений повстанцев, предпринятых в последние два месяца в городах страны, где в июле на смену военным НАТО пришли афганские силы безопасности. Во всех из них международным силам пришлось вмешиваться и оказывать помощь афганцам.
Министр обороны Афганистана Абдул Рахим Вардак подтвердил слова генерального секретаря НАТО и обвинил прессу в создании далёкого от реальности имиджа Афганистана. «Ситуация не так плоха, как рисуют главные жаждущие сенсаций», — заверил он. По словам Вардака, по последним подсчётам, в стране действуют не более пяти тысяч боевиков: «Среди результатов то, что сейчас они, в основном, устраивают взрывы, устраивают зрелищные атаки и убивают официальных лиц и служащих правительства».
Леон Панетта, секретарь государственного департамента США по обороне, продолжает свои попытки по выводу, в этом и следующем году, 33 000 военных из Афганистана, но речь не идёт, ни об ускорении процесса, ни о выводе ключевых для войны с талибами сил. Также ведут себя и остальные страны, чьи силы в Афганистане подчиняются тому же патрону. «Ясно, что никто не спешит к выходу, всё наоборот. Существует реальный компромисс между всеми о долгосрочных отношениях в Афганистане», — сказал он.
Все эти официальные заявления противоречат данным ООН, собранным на афганской земле. Международный Красный Крест, работающий в стране уже 25 лет и располагающий более чем достойной репутацией для того, чтобы оценивать ситуацию, на этой неделе издал коммюнике, в котором предупредил, что «гражданские лица продолжают платить цену десятилетней войны».
«Несмотря на то, что за последнюю декаду имело место улучшение качества жизни в определённых секторах населения, ситуация с безопасностью во многих районах страны продолжает быть тревожной», — сказал Жак де Майо, глава по операциям Красного Креста на юге Азии. Организация, также, предупреждает, что «многие сообщества в аграрных зонах сейчас кажутся уязвимыми, как никогда», миграция гражданских лиц по причине войны выросла на 40% по сравнению с прошлым годом — это на севере страны, где, теоретически, ситуация улучшилась. Кроме того, по словам Красного Креста, на юге в 2011 году вырос уровень недоедания среди населения.
Красный Крест не единственная организация, которая обрисовывает тревожную ситуацию. OXFAM на этой неделе опубликовал свой отчёт о ситуации с правами женщин в Афганистане, где говорится, что по сравнению с 2001 годом прогресс наблюдается и в области участия в политике, и в правах, и в образовании, но всё это исчезнет с выводом международных сил и после достижения соглашений афганского правительства с талибами и другими исламистскими вооружёнными группировками.