Совещание на высшем уровне лидеров стран «Большой Восьмёрки» подтвердило кризис мирового лидерства. Это съезд получился очень реалистичным. Пресыщенные обязательствами, которые не сдерживаются, мировые лидеры подписали только те соглашения, выполнение которых можно проверить.
Результатом работы G8 явились: скромный план поддержки материнства в Африке; в принципе важное, но конкретно – несущественное, осуждение Ирана и Северной Кореи; и, главным образом, констатация факта, что сама G8 потеряла свою значимость, что координация международных усилий почти невозможна и что в данный политический и экономический момент вопросы сильного лидерства стали для мирового сообщества чрезвычайно деликатными.
Вопрос проверяемости выполнения решений был поставлен самым скромным членом «Восьмёрки» — Канадой и поддержан Великобританией. Канада так же выдвинула вопрос о помощи Африке и стала его главной финансирующей силой.
Однако, нельзя не согласиться: контролируемость в таком случае может означать и неудачу, провал принятого решения, неспособность решить проблему. Одна из канадских гражданских организаций подсчитала, что в течение 35 лет, с самого начала основания G8 (которая была сначала G6 и G7) было принято 3 000 соглашений, за которыми не последовало никаких действий. Продолжать идти этой дорогой – абсурд. Остаётся вопросом – если не так, то как? Какой многосторонний форум может управлять судьбами мира?
Решение собрать два саммита — G8 и G20, в одни даты и в одном месте связано не только со столь актуальным нынче сокращением расходов, но и с тем, что лидеры восьми крупнейших стран сами предпочитают более широкое общение на более представительной встрече Двадцатки. Нельзя сбросить со счетов ни влияние на мировые экономические и политические процессы молодых растущих экономик, ни страны-посредники, ни крупнейшие бедные страны.
Президент США Барак Обама сказал, что видит в «Большой Двадцатке» ту силу, которая лучше отражает современное состояние в мире и может быть более эффективна.
Однако простое изменение формата с восьми на двадцать не решит проблему кризиса лидерства, а только уменьшит ответственность крупнейших стран, что означает углубление двусторонних отношений между странами, вместо бесперспективных многосторонних встреч.
Аналитики считают, что реальность говорит не только о сложности современного мира, но и о слабости действующих лидеров. Престиж европейских руководителей подорван, как например, в случае с Сильвио Барлускони, либо их энергия исчерпана, как в случае с Саркози и Меркель, или они слишком политически молоды для того, что бы возглавить оживление в мире, как Кэмерон. Новый премьер министр Великобритании вызывает определённые интерес, но не обладает тем влиянием на международной арене, что его предшественник Тони Блэр. Европа занята битвой за государственные финансы. Эксперты так же говорят о том, что ничего не ожидают от России, строящей свою модель контролируемой демократии, ни от Японии, которая пытается справиться с экономическими долгами. Таким лидером мог бы стать президент США Барак Обама, но одной харизмы не достаточно, кроме того, его популярность упала из-за проблем внутри США, самой громкой из которых стал разлив нефти в следствие глубоководного бурения, почти сразу после подписания им разрешение на расширение деятельности нефтяных компаний в Мексиканском заливе.
Хотя и рано говорить о быстрорастущих странах, в качестве лидеров, но и у них наметились свои пути в мире: Бразилия и Турция отпадают из-за своего противостояния всем по проблеме Ирана. Индия замкнулась на обострении ядерных проблем с Пакистаном, и следует своим экономическим ритмам. Китай не ищет многонациональных форумов, если только это не даст ему мировой гегемонии.
Итак, встреча лидеров крупнейших держав в Торонто завершилась утверждением: «Мы, G8, выбраны выполнять роль лидеров, и мы следуем нашим обязательствам». Но далее в документе нет новых идей ни по проблеме изменения климата, ни о нераспространении ядерного оружия, только риторические заявления о бедности и вопросы, связанные с международной безопасностью, как Иран, но и им далеко до тех решений, что были приняты недавно каждой страной в отдельности.