Исламисты победили на выборах в Тунисе, завоевав более 40% голосов.
Эту победу не празднуют шампанским, в штаб-квартире «Эн Нахды» в Тунисе женщины с покрытыми головами обносили посетителей жасминовым чаем. Это исламское движение победило на первых с 1956 годах демократических выборах через девять месяцев после свержения Зине эль Абидина Бен Али.
Почти в то же время в Гафсе, в другом месте страны, хозяйка ресторана «Тамтам», где собрались на полдник местные и иностранные наблюдатели, впервые предстала перед своими посетителями с головой, покрытой хиджабом, чтобы соответствовать новым временам. Её сестра, помогающая на кухне, также была одета по мусульманским законам.
Верховная и независимая Инстанция по проведению выборов, которая их организовывала, утром во вторник ещё не представила официальных результатов, но их участники, возглавляемые «Эн Нахдой», и пресса уже объявили ситуацию. Исламисты перешли 40-процентный барьер голосов, хотя и займут, в соответствии с избирательной политикой, только 65 из 217 мест в Конституционной Ассамблее.
Эта организация в течение максимум одного года должна предоставить новую конституцию, хотя до этого должна назначить правительство, которое будет возглавлять лидер «Эн Нахды» Рашид Гануши, которое пробудет у власти до 2016 года и должно быть представлено широкой коалицией.
Две светские и умеренные левые партии: «Эттакатель», возглавляемая врачом Мустафой Бен Джаффаром и связанная с международным социалистическим движением, и «Конгресс за Республику» Монсефа Марзуки, борются за второе место. Обе получили по 15 процентов голосов.
Боровшаяся против диктатуры центристская «Демократическая и Прогрессивная Партия» не набрала и 10 процентов и выбывает из борьбы.
За выборами по всей стране следили 14000 наблюдателей. Они отметили со стороны «Эн Нахды» попытки подкупа голосов, предложения доставки своих сторонников на избирательные пункты и рассылку SMS-сообщений с призывами голосовать за них.
Подавляющая победа исламистов, возможно, не позволит сформировать в Ассамблее какое-либо светское большинство. Если, в конце концов, главные светские партии не захотят сотрудничать с Гануши, они смогут найти какую-нибудь маленькую партию из левых, чтобы вместе составить большинство.
Результаты выборов стали ударом для тунисских элит, которые были убеждены, что Тунис — почти полностью светское государство, бывшее таким почти полвека, и что исламисты, ни в коем случае, не наберут 25 процентов голосов. И без процентов, Гануши всегда заявлял о своей будущей победе.
«Эн Нахда» — партия, родственная «Мусульманским Братьям» Египта, сейчас настаивает на том, что пойдёт по турецкому пути. Она была главной жертвой гонений свергнутого правительства, посадившего за 24 года в тюрьмы около 30 000 её боевиков. Сам Гануши 20 лет находился в изгнании в Лондоне и вернулся в Тунис в конце января. В феврале «Эн Нахда» была, наконец, легализована после 22-х лет запретов.
Политический класс Туниса не принадлежит к исламистам и до сих пор не хочет высказываться о предварительных результатах. Во вторник самый известный предсказатель арабского мира, поскольку он использует для выступлений телевидение «Аль Джазира», призвал к союзу Туниса, Египта и Ливии для создания «демократической исламской республики».